Терскей 2010 (часть 1/2)

Из архивов. Фото-отчет о горном походе 4 категории сложности по Терскей Алатау (Киргизия, юг Иссык-Куля) с 25 июля по 8 августа 2010 года.
Часть 1 из 2, потому как фоток много.
Маршрут организован турклубом "Кедр" (Новосибирск) с участием двух представителей Секции горного туризма НГУ. Состав участников:
  • Ан Ульяна (руководитель)
  • Ветлужских Вадим (врач)
  • Дерюга Александр (гитаро-носитель, упырь #1)
  • Емелин Денис (рем-мастер)
  • Ильенко Галина (завхоз)
  • Мигулин Сергей
  • Назаров Евгений (завснар)
  • Сальников Георгий
  • Усольцев Александр (упырь #2)

22 июля сели в поезд Новосибирск-Алматы и двое суток изнывали в нем от жары, немного ели еды, играли в игры, читали и чинили снарягу. Чинить снарягу за день до старта в поезде - это, пожалуй, обычное состояние советско-российского турья, пришедшее к нам из глубины веков.

24 июля утром приехали в Алматы, пересели на колесный транспорт типа "небольшой автобус" и выдвинулись в сторону Казахстанско-Киргизской границы.

Виды из поезда на подъезде к Алматы и из автобуса по дороге на Иссык-Куль. По дороге остановились на таможне. А потом в чайхане, где по незнанию объемов блюд и обожрались

До Каракола пара часов езды, у нас еще привал на Иссык-Куле. Искупались в теплой соленой воде, поехали дальше
В Караколе переночевали в доме у Ханина. На тот момент это был дом с двором, окруженным стоящими в два ряда стеной контейнерами, в которых вырезались окна и двери. Видимо, получится, хостел-крепость)))

С утра 25 июля заброска на "шишиге" на место бывшего альплагеря "Каракол", где оставили в юртах заброску с едой. Маршрут у нас состоит из двух колец, поэтому нет смысла тащить с собой все

Собрались, перекрестились, двинулись по ручью вверх. По дороге встретили трех немцев, который ходили радиально на озеро Ала-Куль

Обед на приюте "Сирота"

Подходим к озеру Ала-Куль, его слив - водопады

Панорама озера Ала-Куль (Алакель)

Здесь у нас первая ночевка в походе. Я - за кочегара, отвечаю за горына (примус нгушников, трех-головый мощный зверь). Жора учит им пользоваться.
Наутро 26 июля обходим озеро, купаемся в нем (бррррр!)

Поднимаемся на ледник, из которого образуется озеро.
Свалка тел обед под перевалом Такыртор

Поднимаемся на перевал. Внизу на леднике видна ледовая мульда с ярко-бирюзовой, несмотря на пасмурную погоду, водой. Снег сырой, стараемся идти так, чтобы не спустить лавину

Седловина перевала Такыртор (1Б, 3700). Снегодождь, холодно. Быстро находим тур и валим вниз на ту сторону

Спуск с перевала с юга - скальный. Выбегаем на травянистые участки долины. Жора рассказывает, что "такыром" называют здесь такие высокогорные пастбища. Получается, что "такрыртор" переводится как "ворота на пастбища"

Далее до самого вечера бежим вниз на р. Чон-Узень. Большой сброс высоты, напряженные колени, сломанная треккинговая палка... По Гале видна степень ушатанности за день :)
Тогда я понял, что сантехнический армированный скотч - всегда поможет! Палка больше не складывается, но ходить с ней нормально.
Отличная ночевка с костром!

Встаем утром 27 июля и идем вверх под пер. Одесских политехников. На эти пастбища местные загоняют лошадей и коров, здесь хорошая трава

Подходим к леднику под перевалом Одесских политехников

Здесь небо затягивается облаками и мы встаем на ночевку

Иногда через облака открывается вид на огромнейший снежный карниз. Слава Богу, нам не туда.
Ночью слышим постоянные камнепады и сходы лавин

С утра 28 июля начинаем подъем на Одесских политехников (2Б, 4400).
Прошли 2/3 высоты, Диме резко поплохело, что-то с сердцем. Говорит, нужно ему спускаться вниз. Дима - наш врач, ему виднее...
Спустились до площадки, перекусили и через перевал Улар перелезли через отрог

На перевале  Улар (1А, 3800). Перевал назван так по имени птичек, в большом количестве здесь обитающих

Жора - суровый фотограф

Под перевалом Улар, с другой стороны. Ночевка на морене, пахнущей серой

Готовимся ко сну. Ведро какао!!!!1111

Утро 29 июля, еле встали. Пошли по леднику к перевалу Туристов Татарии. Ледник открытый, трещины хорошо видны. Идем, не связываясь. На самом перевале видны следы какой-то спустившейся тут группы. Группа спустилась вместе с небольшой лавинкой. Судя по следам, у них все нормально. Поднялись по их следам

На перевале Туристов Татарии (2А, 4300). Как обычно, ветер, снегодождь. Не очень с погодой что-то.
Вид на пик Джигит. На него мы зайдем через несколько дней, с противоположной стороны

Сбросили высоту до верховьев р. Кельтор. На фото слева сверху - так начинается река, вытекая из-под камней морены. Здесь столько коней!

Встаем на ночевку. Жора учит нас делать правильные оладушки

30 июля. Мы втроем остались готовить еду на вечер, а пять человек и Дима пошли вниз: Диму сдать властям проводить до транспорта, а самим принести заброску (часть еды, которую мы оставили в юртах). Жора считает, что мы считаем, что этот день можно назвать "дневкой" :)))

Дима не сильно сожалел, что сошел с маршрута. Он все это уже видел. Да и не дело ходить врачу с группой, которая не болеет)))

По дороге Шурик уронил треккинговую палку в курум, достает. Он спелеолог, ему можно))
По возвращению ребят с заброской кормим их ужином со вкусным киселем

Утро 31 июля, бродим р. Кельтор и поднимаемся по леднику под перевал Эпюра

Под Джигитом находим отличное место для стоянки - место заброшенного базового лагеря альпинистов из Каракола. Здесь закрытая моренами от ветра травянистая полянка, прозрачный ручей, мужской и женский туалеты :)))

С обеда до вечера - полудневка. Сушим вещи, чиним снарягу, любуемся видами Джигита

Командер втыкает в карту, считает дни

Группа на фоне пика Джигит. Справа - вид на пик Каракол, его мы обойдем потом слева

Да, я же несу наверх флаг Космос-веба))

Внезапно наступает зима, мы быстро доедаем еду и ложимся спать. Завтра подъем еще затемно. Предстоит очень длинный день

1 августа. Раннее утро. Джигит в лучах восходящего солнца

А это пик Каракол в лучах того же солнца))

Подходим к Эпюре, очень красивый перевал. Весь такой волнистый наверху

Подъем на перевал Эпюра, солнце поднимается, начинает греть. Снег начинает течь, становится опасно. Ускоряемся

Проходим Эпюру не в лом, а сбоку по гребню

Выходим на седловину. Здесь сильно метет и холодно, несмотря на палящее солнце

На перевале Эпюра (2А*, 4340)

Тур на Эпюре

Пока руковод заполняет записку, мы дурачимся, снимаем кино

Соседний хребет. Пик Конституции. Туда мы не пойдем, это капец, как далеко

Спускаемся по закрытому леднику и перелазим на другой,  в начале открытый. По нему подходим под перевал Джигит

С набором высоты ледник закрывается снегом. Приходится связаться, и не зря. Несколько раз натыкались на трещины, успешно их обходили

Вид на пик Джигит с противоположной (с южной) стороы. А ведь еще утром смотрели на него с севера. Ледосброс - это перевал Джигит, завтра радиально полезем туда. А теперь спать.
Выкопали площадки под палатки, аккуратно протоптали границы лагеря, отметили, где есть трещины. Вот туалет, да, прямо на виду. Уходишь и просишь всех "смотреть вон на те облачка"

2 августа, радиально идем на пик Джигит через одноименный перевал. Видим, что ледопад постоянно сыпет, решаем искать другой путь подъема - чуть правее, по скалам

Шурик провешивает перила для траверса, обходя ледопад

Ну и классический уже с нашим руководом спуск на седловину перевала)))

Выходим на седловину. Здесь недавно покинутая площадка под две палатки, выкопанные туалет и кухня. В туре записка ушедшей эстонской группы под руководством Донатаса Зигмантаса

Решаем, что каски на Джигите нам не понадобятся, там только снег, нечему сыпать

Вид с перевала Джигит (3А*, 4767) на юг на пик Конституции

С седловины видим уходящую вниз в противоположную сторону группу Донатаса Зигмантаса

Предыдущая группа удачно для нас натропила путь на пик Джигит. Воспользуемся))

Идем в связке, местами приходится вешать перила. Довольно круто. Внизу видно палаточную площадку, где мы бросили каски и часть вещей

Если обернуться, то можно увидеть пик Каракол, а если посмотреть на север, то видно иссык-кульскую долину и хребет Кюнгей-Ала-Тоо с той стороны

Впервые ощутил, что такое "смотреть кино на подъеме". Кажется, что мир становится черно-белым, сверху и снизу появляются темные полосы, а угол зрения сужается по вертикали. Появилась одышка, но хоть голова не кружится. На спуске ощущение прошло

Группа на вершине мира пике Джигит (5072)

Вершинная шоколадка "Казахстан" и чаек!

Оставить флаг на вершине, к сожалению, не удалось. Камне нет, только снег. Некуда прикрепить. Было жалко тратить треккинговую палку, использовав ее в качестве флагштока. Поэтому флаг отнес назад в город и его повешали в офисе))
Успешно спускаемся тем же маршрутом вниз, в лагерь. Едим и ложимся спатеньки.
На этом первую часть отчета заканчиваю. Спасибо за внимание. Скоро продолжение.

Бонус. Любителям красно-синих анаглифов

На р. Кельтор

Стоянка под Джигитом с севера

На Джигите, вид в сторону Иссык-Куля

Волнистый ледник где-то под пиком Каракол