Тунки-2012: край каньонов, дождей и горной тайги


После промежутка в год опять попал в горы. Высокой категории поход в этот раз по ряду причин не получился, зато впервые в жизни принял участие в горной единичке. Так как в моей туристской жизни горы начались сразу с двойки, это было очень познавательно :)) Сразу скажу: горная двойка менее муторна, чем горная единичка.
Команда подобралась отличная, хотя изначально был знаком только с двумя участниками из 12. Но быстро подружились.

В качестве района были выбраны Тункинские Гольцы - самый край Восточных Саян. Горно-таежный дождливый край, со множеством водопадов, каньонов и быстрых рек. Неимоверно красивый и разнообразный. Из всех нас здесь бывал только Дима. Да и то давно.

Маршрут прошли такой: Нилова пустынь (с базы Сухая Речка) - пер. Шумакский (1А) - р. Шумак - Шумакские источники - р. Китой - устье р. Билюты - р. Федюшкина речка - пер. Аршанский (1А) - р. Кынгарга - пос. Аршан. Где-то 130 км чистой дистанции. Трек - в конце отчета.

Дальше идет большой фотоотчет, запаситесь терпением :)

Дорога туда. Последний вагон. Дай-ка, думаю, посмотрю на дверь: вдруг окно не забито. О! Окно есть)) Дернул ручку, еще и дверь открывается. Прикольно.
Едем частями: половина группы выехала на час раньше. Потому что билеты на дальние расстояния надо покупать за 45 дней, а не за 30!

Наш Игорь, оказалось, впервые в жизни ехал в поезде. Для тех, кто еще не ездил в плацкарте, эта фотка)))

По прошествии полутора суток поезд выезжает из тоннеля к Байкалу. Как обычно, чарующий вид из окна туалета

Найдя в Слюдянке вторую половину группы и транспорт до Ниловки ровно на 12 человек, грузимся. Стандартно, рюкзаки наверх

Тункинская долина. По правую сторону Гольцы, куда мы пойдем, по левую - Хамар-Дабан, где я уже был.
В пос. Кырен регистрируемся у спасов

Какое-то почитаемое место. Тут оставляют деньги и сигареты духам. Много монгольских тугриков :)

Действующий дацан в Ниловой Пустыне. На входе висит расписание хуралов (молебнов), практически каждый день по нескольку. Большая территория, много интересного

Здесь же есть священная песочная гора, на которую нельзя ходить - духи гневаются. У подножия можно взять домой песка, тогда в доме будет счастье. Надо что-то оставить. Но у меня не было, поэтому только "спасибо"
База "Сухая речка". Здесь нас выгрузили . Отсюда старт. На фотке не видно, но тут огромная парковка, заставленная машинами тех, кто ушел раньше нас: не меньше тысячи человек. Капец, народу!

Уходим на несколько километров вверх по дороге до места, где есть вода. Тут ночевка на коняжьем стане

Хитра Маша что-то замышляет, набирая воду

Да! У меня же в этот день праздник - день рождения!!! Ребята сделали мне сюрприз - торт))))  Удачно, но в подарке, переданном в поход Тутунгой, была шоколадная паста. Очень пригодилась.
А потом в подарок был смешной танец и маленькие походные рюмки. И букет из иван-чая с палкой колбасы посередине. Молодцы, спасибо)))))

Мытье ног вечером - святое
Утром чешем вверх по дороге. С таким размером группы, как караван боевиков
Доходим до места, где выгружают лентяев из урала. Дальше дороги нет, только тропа. Здесь же висит обзорная карта района. Выясняется, что мы идем самым попсовым-препопсовым маршрутом! Ожидаем, что будет дофига людей. Так и получилось: половину маршрута каждые 5 минут "здрасьте". Вторая половина почти без людей

Тропа вверх и вверх. Булавки на штанах - бинт эластичный быстро прикалывать, если будет разматываться

Начинается моросильник

Привал. Кто еще не знает, ноги при хотьбе лучше отдыхают в таком положении))

Встретили дяденьку, который занимается чем-то вроде исследования возможности разгона облаков силой мысли при помощи ретрансляторов. За время похода, полагаю, ему не удалось обуздать погоду. Практически всегда дождь

Маша опять смеется. Видимо, над дяденькой

Собако-баулы. Прям как вело-рюкзак. Только на собаку. Встречное турье

Отражения

Заходим в хребет Тункинские Гольцы. В небе хмарь

Первая ночевка

Попытка высушиться под дождем. Ну у меня анорак высох

Для понимающих)) Слева без поляризационного фильтра, справа - с.

Курильский чай. Заваривать - вкусно!

Утром. Нам туда, в торец долины

Костер всегда горел очень плохо. Дрова не очень, влажно

Инстрментальный варганно-комузный ансамбль вызывающих солнце. Как-то не всегда срабатывало

Ооооо! Это коровэ-отаке. Сначала они атаковали наш холм, прям перли, приходилось разгонять. Одна бычара умудрилась запутаться в тенте, оторвала веревку. Спасли ее. После отряд, поняв бессмысленность взятия нашей высоты, ушел в соседний район. Ребята тоже не растерялись, взялись за прутья

Утро. Варган вечером сработал - сегодня ясно! И холодно

Пока группа дособирывается, некоторые участники успевают поиграть во фрисби...

... и сделать разминку

Ну все, пошли. Нам туда, вверх по реке

Саня отмывает говно-тапки. Как не старался, а все равно вляпался в мину

Просто водопад

Он же

Отметка тропы. С Сухой речки до Шумакских источников можно добраться на конях. Что многие и делают. Но у нас спортивный поход, нам нельзя пользоваться транспортом! =)

Вид вниз, в Тункинскую долину

Большой цирк нескольких перевалов. Отдыхаем

Спим...


Наш перевал - за той мореной

Удобное положение тела (слева): отдыхаешь, спина сохнет на солнце, ветер не морозит тебя мокрого.
А справа Маша делает ерунду - туго-туго обматывает заранее колено бинтом. Потом у нее ноги опухнут из-за этого

Виталя на фоне поляны под мореной

Мария заломилась на перевал вперед, теперь смеется над восходящими. Перевал с неопределяющей стороны, пожалуй, н/к. Заходится по тропе спокойно.

Первал Шумакский (1А). Определяющая сторона - северная. Там мы будем спускаться. Через перевал ходит очень много народу. Как ногами, так и на конях. Все засрано мусором! Позже нам рассказали, что мусор иногда вывозят... Хз-хз

Определяющая сторона перевала. Вид в цирк, внизу озеро, откуда вытекает р. Шумак. Два варианта спуска: 1 - здесь, пристраховываясь, по камням, круто  вниз. 2 - чуть левее конская тропа серпантином

Выбираем быстрый вариант, круто по камням

Встречаются запчасти коней. Видимо, срывались, или ломали ноги

Кто-то выбросил. Как в этом можно было пойти маршрут?!

Так называемый "Шумакский водопад". Со снежком. Метров 20-30 в высоту, красивенький. Под него так и не залезли, на следующий день с утра был дождь

Мест под ночевки куча. А дров нет. Все вытаскали

Ползет, родимая... Быть дождю

Потом внезапно появляется дыра в небе с солнцем. И ползет к нам. Кто же победит?

Сидим, пьем чай. Спускаются дедушка с бабушкой, буряты. Просят чайку. Идти дальше не могут, очень устали. Оказалось, наняли знакомого конника, чтобы довез их вещи на конях. Договорились встретиться тут, но конник был пьян и тупо ушел вниз.
У людей с собой один коврик и два спальника. Все. Ни еды, ни посуды. Накормили, напоили, сделали лежанку под полиэтиленом. Утром сказали, что спали хорошо, не замерзли и не промокли. Потом они ушли вперед нас вниз.
История с хорошим концом, мы их встретили после на источниках, нашли они своего знакомого :)

Зимовье "Бегущий олень", ееееее!

Та самая саган-дали (рододендрон Адамса), которую потом привез на работу. Тонизирующее, иммуно-модулирующее средство. Заваривать по 1-2 листику на кружку. Иначе вшторит. На ночь не стоит. Попробовали, уснуть не смогли

О! Догнали группу с двумя детьми: 3 и 6 лет. Сами пришли из-за перевала! Суровое будет турье, когда вырастет. Также буду своих воспитывать, когда появятся ^_^

Дождь, тропа, приток Шумака

Подушатался наш руковод Вероничка :)))

Красивое место - большой камень-песчаник на берегу Шумака

В эту воду хочется нырнуть! Но засовываешь руку, ее сводит, и больше не хочется

Река Шумак. Мы почти у источников

Много таких мостков через притоки. Мелочь а приятно: не надо под дождем в брод ходить

Было у нас с собой копченое мясо в вакуумной упаковке (у нас же "единичка", зачем вес экономить)))). Так вот одна упаковка пробилась и мясо начало портиться. Совместно приняли решение его истратить побыстрее.
Предложение сделать пасту "Карбонара" поддержали. Волшебный повар Маша приготовила из спагетти, копченого мяса, сухого молока, сыра и специй отличное блюдо. Это единственный раз за поход, когда я просил добавки))) Обычно стараюсь не переедать

Маленького Диму кормят с ложечки

На Шумакских источниках туууучи народу. На радоновый источник, например, очередь вообще. Днем мы не стали в него залазить. А ночером несколько наших сходили. Говорят, хорошо

Старый дацан. Здесь вообще много бурятских изб и зимовьев. Место издревле священное, да и уже давно считается лечебным курортом. А еще здесь есть турбаза. Прям построенные корпуса, куда можно купить путевку. Доставка либо вертушкой из Аршана, либо на конях, либо ногами. Вертушка очень недешево выходит. В этом году такса чуть больше 10 тр за один полет с пассажира

Много-много источников. Почти все подписаны, для чего и от чего. Где-то есть карта, где подписаны вообще все, но я не видел.
Справа вверху на фотке мост "Женские капризы". Тех из пацанов, кто по нему прошел, потом весь поход подкалывали, не отвалилось ли чего. Внизу слева одноименный источник. Но из него попили только девочки.
Справа - источник "Мужское упрямство". Если приглядитесь, поймете, о чем речь)) К нему очередь была

А еще бабушки сказали, что воду с собой уносить нельзя, потеряет целебные свойства. Поэтому домой не повез. Там напился)))

Много всяких идолов, оставленных посетителями вещей в благодарность и прочего. Есть огороженные места, куда заходить нельзя. Думаю, чтобы вода не мутнела

Интересная система водоотведения)) Всякие мельницы, крутилки, качалки, баночки и прочее. Очень занятно

Собственно, источник выглядит так: ямка с водой. Оттуда ее надо черпать кружкой или рукой. Вся вода разная на вкус, запах, даже цвет и температуру. Есть очень вкусная, есть противная.
Для печени и поджелудочной очень похожа на "Ессентуки-17")))))))))

На территории источников 3 ванны, где можно искупаться в лечебной воде: радоновая на правом берегу и верхняя и нижняя на левом. Саня и Игорь искупались в обеих на левом. Я же только в нижней. Все просто: у меня не было купальных трусов, а у нижней ванны не было людей)))
Перед ванной рекомендуется намазаться лечебными грязями и так походить. Потом смыть. Девочки и Саша измазались))) Потом говорили, что колени от этого не болят на марше

Очень много туров. Тоже, наверное, в благодарность. Или легенда какая. Буряты не складывают))
Справа внизу просто черепашка. Понравилась

Вечер, дождь, шумак


Какао с пшенкой! Мммммм...

Процесс накладывания еды дежурным

Ночь близко. Из долин на Шумак спускаются тучи

Утро следующего дня. Бежим вдоль Шумака, облазя каньоны. Постоянно дождь, поэтому много одноразовых ручьев, а основные просто выходят из берегов. Вот Саша стоит под душем из одного такого

По сложной (особенно в дождь) тропе дошли до места, называемого "Детская гора". Сама гора на левом берегу, а идолы на правом. Сюда приходят то ли просить духов дать детей, то ли чтобы дети родились здоровыми. И оставляют в благодарность что-то. В основном, это игрушки. Смотрится ужасно. Психоделически-апокалиптически. Мурашки по коже

След селя. По всему лесу камни, песок, шепки, сломанные деревья. Те, что покрепче, выстояли под ударом стихии, но потеряли кору

Местные маньяки: Леша и Игорь. По лицам видны все их намерения!

Много каньонов. Очень красивые, с голубой водой, глубокие и шумные. Облазить их - одно удовольствие:  100 метров вверх, траверс по убитой тропе, 100 метров вниз. И опять. Ммммм, люблю вас, аж слов нет)))

Ботинки, пропитанные дегтем держались отлично! Пока я не поставил их на ночь под "никогда не промокаемый кедр" проветриться. А ночью пошел ливень и кедр протек! Все, утром полные ботинки воды.
Дальше моим ноженькам было не очень хорошо, потому что вода из ботов ну никак не хотела уходить. Пришлось часто разуваться и сушить стопы

Отличное решение! Теперь взял себе на вооружение. Ноги одновременно отдыхают и не мокнут под дождем в лагере!
Контрасты: да, некоторые пошли в горы с ногтями. Не только на руках
В этот день была медиана похода - его временная середина. В честь этого сделали вкуснейший плов. Вероника тащила специально ради этого сковородочку и ингредиенты на него. Респект и уважуха руководу!

Тропа переходит через верх водопада. Такого там много

Уперлись в приток Шумака, где никак не ожидали такого объема воды. Ручей должен был перешагиваться!
Пришлось валить деревья, строить мост. Первое дерево упало по диагонали и его тут же унесло вниз

Удалось найти три каких-то ствола, завалить их, положить ровно через реку, закрепить. Маятником на репшнуре все успешно перебрались на другой берег

Очередной крбк тропы через верх водопада

Какой-то каньонистый приток Шумака
Дождь все сильней. Вода в Шумаке резко поднялась и помутнела. Каньоны затопило

"Виталя, ну попозируй на камеру!"

Сашя и Китой. Да, цель сегодняшнего дня была - дойти до стрелки рек Шумак и Китой. Дошли. Теперь надо уйти по Китою чуть ниже. А он вышел из берегов, и легкая тропа по песочку исчезла. Пошли паводковой тропой по лесу

Тупняк над картой. Даже включили смартфон с OziExplorer'ом, чтобы привязаться на генштабовской карте

Нашли место под ночевку и Маша упала отдохнуть

К утру вода начала спадать. С противоположного берега из тумана слегка тянуло чьим-то костром

Заготовленные с вечера и сложенные под тентом дрова оказались достаточно сухими, и дежурные быстро приготовили завтрак. Еда, сборы, пошли

Ура! Вода спала! Можно идти по берегу

Веселые утренние опухшие лица Вероники и Юли.
Кстати, треккинговые палки Black Diamond с застежками-эксцентриками очень удобны! :)) Спасибо Тутунге за аренду

Сотни разных водопадов вокруг!

Как говорил, некоторые приходится перелазить

Тропа не очень, ага. Всякая живность. Ничего не боится, с тропы уходить не хочет))

Удача! Мост через р. Билюты есть, его не смыло! Его даже подновили

Быстро переходим. Мы бы опухли эту речку бродить!

Работает снайпер. У него еще выстрелов 50 в запасе. Стрелял в raw

Мост и Леша. После моста уходим правым берегом Билюты вверх. Где-то там вдалеке должны быть наши перевалы - Бепкан и Динозавр. Однако мы до них не доберемся, выйдя запасным маршрутом. О чем ниже

Дальше начался этап, где мы потеряли день. Называется этап "Попытка обойти правый небольшой приток р. Билюты". Оказалось, что обойти этот мощный, длинный, глубоко каньонистый приток офигеть как нелегко

Периодически натыкались на заброшенную тропу, но она быстро терялась под завалами или оползнями. Начали уставать

Нам куда-то туда. Когда (если) перелезем этот проклятый приток. А ведь по левому берегу Билюты с другой стороны моста явно идет тропа! Но по плану мы должны пройти этим берегом. Ну что ж, пробуем дальше

Назовем гору Ушатайка. Очень охарактеризует состояние группы. Начальство принимает решение спускаться назад к мосту и идти запасным путем, затем вниз по Китою и через Аршанский перевал (1А) в пос. Аршан на финиш. Уж больно медленно дается путь по р. Билюты

Добро на пожрать! Очень правильно, я считаю. Оля чем-то недовольна, зато Надя тут же достает черносливный перекус

Спустились к мосту, где и заночевали.
"Нужно больше дерева, господин!!!"


Утро, сборы

Хорошая погода! Облачно и без дождя. Идти легко

Превеееед!!!!1111

Саша не успел утром почистить зубы. Почему-то долго собирался

Дима. Тот самый, который тут давно-давно бывал


Хорошая стоянка на Китое. Пляж!

Маша скрестила пальцы, руки, ноги и Машу в надежде, что Вероника скомандует "Обед!". Так и случилось, был обед. Суп! Достал свой затыренный с поезда доширак, раздал в суп страждущим

Вниз по мощному Китою

Реликтовый тополь. Здесь они не такие большие, как на Хамар-Дабане. Там на Снежной видели  раза в  три потолще

Зеленый Китой

Джунгли Тункинских гольцов. Влага, мох, разнообразные растения, даже не знаю их названия. А некоторые впервые вижу

Вода совсем спала, идем берегом. Скорость резко выросла.  Доходим до притока Китоя - реки Ехэ-Гол. Через него в устье раньше был мост, но мы видели лишь его остатки. Бродим, Игорь и Юля теряют сланцы)) Нельзя в таких тапочках ходить или привязывать надо
Доходим до Федюшкиной речки, немного поднимаемся по ней в сторону перевала, встаем под плотным дождем на ночевку

Утром дождя нет. Туман, ожидается хорошая погода. Все рады. Это последняя ночевка в походе
Федюшкина речка

Прем наверх. Несколько раз переходим Федюшку. Мосты смыты, местами свалены бревна - приятно

Туман помаленьку уходит

Вид из долины Федюшкиной Речки в долину реки Китой

Цирк нашего перевала - Аршанский

Доедаем из бутылки недоеденное утром)) Также выдается остаток колбасы. Один из Саш учесал вверх на перевал, сказав, что "только разогрелся". И свою колбасу он получил только на перевале.  Так ему и надо

Поели, затянули лямки, пошли. Подъем технически простой, по тропе и камням. Если бы был дождь, было бы сложнее - все бы ехало. А так да, 1А. Определяющая сторона - та, по которой мы поднялись - северная
Пищуха. Сидела и пырилась на каждого своими глазенками. Не боится

Последние 5 метров до седловины!

Седловина. Красивые виды, фотки, шоколадка, как обычно. Плюс посвящение в настоящих туристов тех ребят, что еще не ходили категорийные перевалы. Поздравляю с почином!

Саня 


Окно над долиной р. Кынгарга. Там, под облаками и голубым небом наша цель - поселок Аршан

Быстро, почти бегом, спустились по тропе с перевала и почесали вниз. Последний в этом походе обед в красивом месте

Река Кынгарга. Как и большинство рек района - каньоны. Но тут уже много людей ходит, есть почти нормальные тропы. Везде мостки

Водосброс реки. И наскальная живопись местных организмов. Убил бы

Несколько лет назад здесь бушевал пожар - левый берег с абсолютно выгоревшим лесом. Также видны следы свежих обвалов. Местами тропа теряется под ними

Перелазим последний прижим Кынгарги, называемый "Пьяный перевал", и наблюдаем чарующий вид на Тункинскую долину и поселок Аршан внизу

Группа радуется и истерит, что все, почти пришли. Все смеются, хорошо

О! Сюда ходят отдыхающие из Аршана. Это называется "Водопад". 2 каскада по 3 метра  водосброса на реке. И все. На каяке влет! Где здесь водопад? Хотел стукнуть Диму за то, что посоветовал пойти на него посмотреть. Потеряли время)))))
Дальше добежали в поселок, Вероничка с Саней нашли транспорт и место под ночевку. Ура, готовим на плите, моемся в бане, спим в доме!

Утро. Саша спросоня хобит электрическую плиту. Чтобы не потухла

Видимо, символ Аршана - горный козел)) Стоит возле автовокзала. На рынок за сувенирами, кушать и в микрик до Слюдянки

Закупка еды в поезд, поедание пирожков, несколько часов ожидания поезда на берегу Байкала. И разными группами уезжаем домой, на запад
Так не хочется уезжать... Даже зная, что дома ждут родные и любимые. Здесь - все настоящее.
Спасибо участникам за отличный поход)) В следующем году надо опять пойти вместе.

По одной-две фотке для этого отчета также взял у сокомандников. За что им бальшая спасиба :)
Узнавайте новые места нашей планеты, больше ходите ногами, любите природу!
Благодарю за внимание.

Далее немного аддонов.
Пара анаглифов под красно-синие очки.




И сфера нашего лагеря у реки Билюты
Tunkinskie Goltsy camp in Российская Федерация

Аппроксимированный трек (без учет адовой кривизны тропы):


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как мы в Прагу на море летали

Змеиная горка (Березовские скалы)