Катунский заповедник, часть 1


Весной мы решили, что хотим куда-то съездить не просто так, а причинить какую-нибудь пользу. До этого мы уже что-то делали в рамках проекта "Экотропы "Маршруты СССР", поэтому решили впервые побыть волонтерами. Начали искать информацию о волонтерствах в заповедниках и наткнулись на близкий к Новосибирску "Катунский биосферный заповедник". До конца приема заявок оставалось 2 дня - значит, пора :) Отправили и, о чудо, нас позвали! Как оказалось, конкурс был из 300 человек.
Настало 4 июля, и мы поехали в отпуск работать...


Расстояние от Новосибирска до центральной усадьбы заповедника в Усть-Коксе - 850 км. А у нас отпуск. Поэтому решили не упарываться и доехать за 2 дня. Первая ночь поездки застала нас на Семинском перевале на базе "Динамо"

Ни разу не жарил на газу яичницу. Вот, пожарил, с кофе было особенно вкусно

База "Динамо" изначально предназначалась для тренировки олимпийского резерва. Антураж соответствует. И сейчас туда приезжают тренироваться - видели много марафонцев, бегающих по району и снизу вверх на Семинский

Где-то по дороге зимовье

Свернули с Чуйского тракта на дорогу в сторону Тюнгура. Тут положен новый асфальт, что приятно. Правда, не на всем протяжении...

А, да! Время у нас было, поэтому решили заехать на всеалтайский спортивно-культурный фестиваль Эл-Ойын. Он в этом году проходил в селе Ело

К сожалению, это был заключительный день праздника, поэтому мы попали лишь на скачки

Дан старт, зрители напряглись

Я не пробовал без седла, полагаю, что хуже, чем с седлом

Красивый коник и мальчик-музыкант

Фестиваль собрал очень большое число участников и зрителей. На фото - лишь часть, те, кто не жил в лагере по соседству, и те, кто не испугался дождя

Пора ехать дальше. После Ело асфальт всё. Мы расстроились...

... но перед Ябоганским перевалом асфальт снова появился

И коровы появились

И эта однорогая кросовка

После же Усть-Кана полотно снова куда-то делось. В общем, ехать можно, но не сильно быстро

Проголодались, решили поспать поесть

Перед Усть-Коксой дорога обходит прижим по так называемому перевалу Громотуха. Когда началось наводнение в ГАлтае, дорогу частично смыло. Район остался отрезанным от "материка". Машины и автобусы доезжали до Громотухи, люди шли пешком по тропкам через гору. Потом пригнали спецтехнику и дорогу вновь починили. Но она страшненькая

Приехали на точку центральной усадьбы Катунского заповедника. Если честно, ожидали увидеть халупку. А тут реально усадьбы. Сотрудники еще говорят, что они "офисный планктон", ага.
Спасибо сотрудникам, Семе, Максу, дяде Диме, встретили, показали, рассказали, кухню дали, спать уложили.  Предварительно поделив еду по рюкзакам - все же заповедник выделил часть денег на еду. Обычно волонтеры сами несут все траты. Машину на территории оставили на время мероприятия

Для детей сделана такая небольшая эко-тропка...

... со стендами, фигурками зверей

Во дворе болотоход "Петрович", сделан на базе Нивы. Ездит, плавает, любит болота и снег. Сейчас почему-то не на ходу.
Ближе к ночи, когда встречающие нас Сема и Макс разъехались по домам, приехал еще один наш волонтер - Оля из Ижевска, которая работает в Австрии :)

Назавтра нас увозят в соседнюю деревню Мульту, там перегружаемся в "шишигу" и пилим на ней 30 км вверх

Да, тут было наводнение, все смыло. Новый мост, новая дорога

Разок застряли, почти сели на мосты. Все вылезли и 66-й, натужно поревев, раскрошив попутно пару камней, выбрался из засады. Вообще, заброска, наверное, похожа на ту, что организуют в Актру, только длиньше и дорога чуть получше

Знакомьтесь, Макс Галустян. Сотрудник просветительского отдела Катунского заповедника, быший диджей на радио, участник волонтерской смены :) Еще с нами второй классный парень - Сёма, но его фотка где-то ниже

На "шишиге" нас закинули к началу Нижнего Мультинского озера. Здесь когда-то был какой-то слет архитекторов, строили всякие конструкции из жердей. Занятно получилось

Следующий этап - переправа на лодке через озеро. Целое приключение!

Потом попробовали сгрузить часть рюкзаков на коней, которых пригнал инспектор дядя Саша. Правда, через 100 метров конь подскользнулся, и дядя Саша, конь и вещи упали на землю...

... пришлось тащить самим. Прошли Нижнее озеро, легли поспать остановились перекусить

Ребята соленых огурчиков с собой взяли, варенье и компот. А я-то думаю, почему на старте вес такой дикий, будто в 6ку горную идем

Счастье есть! За нами с кордона вернулся дядя Саша с пустыми конями! Грузим на них наш перевес и топаем, радостные, налегке

Работники заповедника облагораживают тропу, очень круто, что не нужно лезть по болотам и бродить по пояс

Приходим на мультинский кордон. Сам заповедник начинается чуть выше. Кордон находится в верхней части Среднего Мультинского озера, по правому берегу орографически. Здесь инспектора выписывают туристам пропуска на проход дальше в заповедник, дают ценные указания.
Вообще, в этом году пропуск на 1 день на взрослого стоит 150 рублей, детям и студентам в половину где-то дешевле

Это очень, очень много еды на 5 человек на 7 дней. Но мы попрем и все съедим

Знакомимся с инспекторами - дядей Сашей (на фото), дядей Петей (за кадром :))

Погода к вечеру не улучшилась, все тот же дождь. Если так завтра пойдет, будем сидеть, ждать, наверх не пойдем

Стенд на кордоне, всякая интересная справочная инфа

Одно из основных орудий работников заповедника :)
Пока сидели на кордоне, было замечено 2 группы нарушителей по тому берегу озера

Костер практически не затухает, всегда чай. А потом была баня, что очень хорошо

Снова Макс

Наталья, соучастник-волонтер :)

Утро, озеро спокойное

Звери непуганые. То будурунчики проскачат, то зайцы пешком мимо пройдут. Лису чернобурую видел или типа того, меж камней

Классически

Все еще непогода, пойдем на лодочке покатаемся

Метеостанция. В заповеднике много чего изучают, в том числе и изменения погоды и климата

Прошли краем озера и зашли в реку, что впадает в озеро сверху. Туда гребли я, Сема, Макс, а назад девочки. Девочки гребли смешно: то ровно идут, то начинают крутить и мы утыкаемся в мель или траву.
Семен плавать не умеет, у него немного паника :)

Дядя Саша пугает Олю всякими историями

Идеально припаркован

На кордоне есть электричество. Большой аккумулятор заряжается от солнечной батареи, хватает на несколько лампочек, стационарную рацию, на зарядку приборов и еще остается. Круто

Сани для зимы, колун для дров, пожарные ранцы для огня

Сегодня же 7 июля! Иван купала. Дядя Саша не забыл, не забыл)))
А потом мы собрались и пошли наверх, до базового лагеря, откуда будем радиально ходить на стройку и прогулки. Но это в следующем посте.

Вообще, маршрутов в мультинском районе сейчас всего два: на Верхнее Мультинское и на Поперечное озера. СССР-овские спортивные маршруты через перевалы и на оз. Тайменье закрыты по причине крайней опасности. Ледники быстро тают, стекают, появляются трещины. Перевалы, что были ледовыми, становятся чисто скальными. В общем. там не ходят дальше озер сейчас.

Для получения пропуска нужен российский паспорт. Заявки заранее подавать не надо. Все можно сделать на кордоне. Паспорт также может понадобиться при встрече с пограничниками, это приграничная зона. Для неграждан РФ как дела обстоят, мне неведомо.



Комментарии

  1. отличные фотографии, а я кстати там вас застал,вместе были)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хусейн, привет!
      Спасибо, старались :)
      Как твое путешествие прошло?

      Удалить
  2. все отлично прошло. вы как домой добрались? снова туда не собираетесь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрались хорошо. Пока снова не собираемся. Но когда-нибудь точно поедем :)

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Как мы в Прагу на море летали

Змеиная горка (Березовские скалы)