Катунский заповедник, часть 3

Заключительная часть постов о поездке в Катунский заповедник на волонтерскую смену. Работа закончилась, начался отдых :)
Начало тут.
Вторая часть тут.

После постройки мостков мы пошли купаться на водопады на Поперечной. Водопадики маленькие, в основном, просто круто течет река

В поисках "ванночек" Сёма увел нас по тропе сбоку сильно выше водопада, поэтому пришлось спускаться вниз по реке

Зато нашли ванночки! Бодрят после жаркой работы в лесу

Максу голову напекло

Очередная ванна, непосредственно над водопадом

Сёме мало, надо больше ванн!

Столкнуть не смогли

Собственно, водопад на Поперечной, ближний к лагерю. Метра 4-5 высота

Пошли на разведку места впадения р. Поперечной в р. Мульту. Впервые увидел, как из орешка начинает расти новый кедр. Этот росток всего 1 см. в длину

Пришлось поменять объектив, балансируя на кочке над болотом. Опасненько

Объектив менял, чтобы панораму долины сфотать. Эта широкая речка - Мульта

Следующий день - пошли на оз. Поперечное. По дороге, на р. Поперечной еще один водопад, побольше

Тропа от лагеря нормальная, но сложнее, чем на Верхнее озеро: больше камней, на 100 м. больше набор высоты, больше болота. Есть места с курумом, где тропа обозначена турами. Назад шли - блуданули в сторону, не увидели туры

Тропа на Поперечное переваливает курумную гряду, и перед нам открывается вид на озеро. Волшебный вид. В верхней части озера, если пройти влево-вверх, будет еще одно озеро - Верхнее Поперечное. Но мы не пошли, потому что решили накупаться :) Лентяи

Тут еще июнь, все цветет

Ребята изучают элементы сальсы, крутят задницами. Особенно получается у Макса

А теперь понеслась!
Итог: сгорели нафиг, накупались так, что вода стала теплой :)

На следующий день собираемся идти вниз. Не гневаем местного духа, мусор убираем: что горит, сжигаем, банки вытаскиваем из костра, плющим и уносим с собой.
Для справки. Современные банки, в большинстве своем, не горят и не разгалаются. Я не знаю, из чего они. По дороге с оз. Поперечного нашли прикопанную под корнями банку с истекающим в 2004 году сроком годности. Какой-то паштетик. Так вот, банка сохранилась идеально, ни ржавчины, ни гнили. Такая банка даже после костра переживет наших внуков.

Прощальное фото на границе, сдаем лагерь подошедшим туристам

Грузим на коня Семёна всякий шмурдяк и идем до кордона

Рядом с кордоном есть отметка на карте около 3000. Хочу назавтра туда сходить. Планирую подняться часа за 4, инспектора говорят, что надо 8 на подъем, и то, в лучшем случае. Забегая вперед, скажу, что они явно были правы. За 4 часа мы сможем зайти только до конца зоны леса - вон, слева от ущелья ручья виднеется. Это здоровенные кедры, а не кустики, как казалось снизу

Вечером на кардон снизу приходит Александр Михайлович с внуком (правнуком?). Александру Михайловичу что-то чуть больше 80 лет. Ходит в этих краяк давно. Рюкзак тяжелее моего, ходит быстрее меня, планы - сходить 3 перевала. Инспектора запрещают, он обещает сходить только до озер. Через сутки мы узнаем от туриков, что дедушка с пацаном ушли на перевалы. Надеюсь, у них все прошло хорошо.
Всем бы так в 80 лет мочь, салаги!

Мы же не туристы, мы же почти работники заповедника. Поэтому нам вовсе не обязательно спать в палатках. Нам полдома выделили :)
Когда мы спустились на кордон, нас встретила жена Сёмы - Аля.  Пришла проверять, что тут муж делает без нее. А дядя Саша ей сказал, что муж ее ушел наверх с двумя волонтершами. Про меня, такой-сякой, ничего не сказал))))

Ночные съемки

Эксперимент. Поставил штатив на лодку, сделал выдержку 3 минуты. Лодка покачивалась на воде

Продолжается суперлуние. Почти как днем, все видно

Еще домик на кордоне

Конечно, утром в 8 утра, не смогли выйти на гору. Вышли в 11 :(

Набрав всего 500 метров за час поняли, что наверх мы сегодня не дойдем

Кордон

Так растут шишки на кедре

Верхнее Мультинское озеро, там мы оборудовали стоянку. Всего-ничего - 8 км до него

Спускаться по куруму сложнее, чем подниматься. Особенно нашим девчонкам, мало опыта. Так и норовят друг под другом идти, а сыпет

Панорама на долины р. Мульта. Слева виднеется кусочек Верхнего озера, внизу Среднее, справа кусочек Нижнего. Выше залезть для лучшего вида не успели :(

Итого, залезли с 1500 до 2300 метров за 4 часа. Начала портиться погода, начали спускаться. Спустились как раз к началу дождя. По дороге травы нарвали

Я выяснил рецепт чая из чабреца, как можно очень быстро похудеть, при этом чувствовать себя бодрым и сильным, не как при диете. На кружку надо: взять щепотку чабреца, пару листиков малины или смородины, можно пару чайных ложечек сахара положить.
Всё! Это работает, я похудел на 2 кг всего за день! Попробуйте. Но сначала надо чабрец самому собрать

Сушим улов

Наталья кормит коников. Пока белый отказывался от предлагаемого кусочка, коричневый откусил пол-булки

Наталья, узнав, что тут водится хариус, запросила поймать рыбку. Инспектора пошарили по закромам, нашли удочку без крючка. Мол, отбой. Мы печально ушли на неделю наверх. А по возвращению утром они нам притаскивают ведро рыбы. Таки наловили :)
Хариус, жаренный в сухарях очень вкусный.
Перл дяди Саши: "Ты почему не ешь? Ты чего такая хуинькая?" Мне теперь интересно, девушки это расценят как комплимент или нет?

Погода прям портится. Нам сильно повезло, что успели всю работу сделать практически по суху

Еще лодочные каталки. Когда еще удастся

Конь сорвал себе подкову, пришлось дяде Саше с дядей Петей перековывать

Оля прощается с коником. Видно, конику грустно

Собираемся и идем вниз. На Маральнике будет ждать транспорт. Но до туда 28 км линейно и больше километра сброса высоты. На улице пекло, поэтому, дойдя до края Нижнего озера, купаемся. Тут пляж! Куча народу, забросившегося на "шишиге", "матрасы", шум, мусор :(

Не смотря на жару, купаться все же холодно. Градусов 12-14 вода. Отжались и побежали вниз, начинаем опаздывать на вертолет машину

Тропинки местами отличные, прям под велик, местами конские, под ноги разных существ. Нашли охотничье зимовье, подранное медведем с вот такенными решетками на окнах

Нашли новый мост, который в этом году построили, чтобы не бродить реку. Прятно. Так не хотелось снимать треки

Рюкзаки тяжелые, жарко, поэтому любую паузу используем для полноценного отдыха. Ведь это так хорошо, полежать на траве с камнями под начинающимся дождиком

Вообще, эта тропа идет по другой стороне Мульты, нежели дорога под "шишигу", даже по другой долине она идет. Но по ней ногами неплохо, грязи нет. Ближе к маральнику начинаются ровные поляны, где свободно пасутся стада коней. Очень красиво, хочу там дом и телепорт

Еще немного до финиша

Пейзаж Уймонской долины, еще цветет. Тут даже аэродром есть, может принять Як-40, бетонка. Сейчас, говорят, иногда частники садятся.
А так было бы круто: Нск - ГАлтайск - Усть-Кокса на самолете, а оставшиеся 50 км до Тюнгура на наземном транспорте и все, под Белухой

В Уймонской долине прижилось несколько религий. Одна из многочисленных - староверы. Мы заехали в Верх-Уймон, посетили старообрядческий музей. Очень интересно, необычно и... добро. Забор вокруг старого дома-музея, которому ~150 лет, не имеет калитки. Вместо нее - сходни (на фото), от коров и от пьяных :)
Создатель музея, Раиса Павловна, нас встретила и рассказала много интересного. К сожалению, фотки есть только у Оли, еще не прислала. Зато нашел запись чужую одной из таких экскурсий. Вот тут.

А на базе нас тепло встретила Анна Майманова, руководитель отдела просвещения заповедника. Поздравили с завершением, вручили подарки. Приятно))

Домой снова ехали два дня. Ночевать решили в хорошо известном нам месте - "Экстрим-парке" под Усть-Семой. К ночи поняли, что зря мы это сделали, гремела какая-то тыц-тыц-музыка, раздавались человеческие вопли. Но были уставшие и уснули. А потом, в городе, узнал, что это был фестиваль Sunvibes. Бедные жители района, как они это несколько дней терпели...

Высадили Олю в Бийске, в ожидании поезда она пошла с рюкзаком за 25 кг и еще маленьким на пузе смотреть старый город и музей. А мы поехали домой. Всё.

В заключении выражу благодарность участникам этой поездки за то, что они такие хорошие и веселые люди, инспекторам за теплый прием, а также руководству Катунского биосферного заповедника за то, что не смотря на давнишний неудачный опыт с зарубежными волонтерами, они снова открыли такие программы для россиян. Открыли успешно, организация вполне себе на уровне. Нам понравилось. Спасибо :)
Всем, кто любит природу и не боится путешествовать, рекомендую съездить однажды волонтерами в любой заповедник.

Спасибо за внимание! До новых встреч.