Мамайский новый год

Вот уже третий год Андрей, наш друг из Иркутска, зовет в гости. Наконец-то в этом году звезды сложились удачно, и мы увидели своими глазами, что за чудесное место - ущелье Мамай в горах Хамар-Дабана.

А началось все буднично - мы купили билеты на поезд, доширак и собрали необходимые в тайге вещи. Как обычно, самое ценное собралось само.

Давно не ездили на поездах. На расстояние больше 1 суток. Тем более, зимой. Но постепенно инстинкты восстановились вспомнился былой опыт и, впав в анабиоз, доехали до Иркутска. Где нас и встретил Андрюха на новой машине! Которую он купил за сутки до этого. А в день нашего приезда они с Катей еще и переехали в другую квартиру. Очень шустрые ребята :)
До старта на Мамай оставалось 1.5 дня, поэтому, отоспавшиеся, мы были отправлены на "посмотреть Байкал" в Листвянку.

Я на Байкале уже несколько раз был. Один раз зимой. Поэтому знаю, какой он красивый. А жене в новинку.
Приехали мы уже после обеда, мало-мало начинало темнеть. И ветер. Как море в Турции, ну, может, чуть прохладнее.

Корабли СО РАН. Для изучения озера, видимо.

Как же не попробовать омуля :) Мы тут в понедельник, рабочий день. Поэтому туристов нет. В итоге попробовали и горячего и холодного копчения. Горячего, конечно, вкуснее, но до дома не довезти.
Вездесущие котики, как в Крыму.

На заднем планы крутой берег. Там проходит Кругобайкальская железная дорога.

Не смотря на как бы зиму, косяками плавают утки.

И рыбачит железный человечек.

Прогулялись, перекусили в кафешке и уже в темноте поехали назад в Иркутск.
На следующий день после обеда было решено стартовать. Но до этого мы с Андреем привезли диван, собрали вещи, посадили аккум в машине и еще много чего. Выехали в 6 вечера через пробки.

А, да. Пока заряжали аккум в машине, рюкзаки лежали рядом в снегу. От соседнего дома подошел большой толстый черный кот, пометил рюкзак и гордо удалился. Мы далеко не сразу поняли, что этот чудик тут делал.
Была договоренность, что тяжелый рюкзак с едой, который и пометил кот, забросят на снегоходе. Но на всякий случай были взяты с собой сани. Поэтому мы были готовы к проведению ссанной операции.

Ночная серпантинная гонка через хребет от Иркутска до Слюдянки, трасса вдоль берега Байкал, и вот мы, бросив машину на своротке с трассы, сгрузив рюкзак с едой в снежик Сереге Арсену, в 3 ночи начинаем движение вверх по реке Мамай.

За бортом мороз -22, ясное лунно-звездное небо, абсолютная тишина... И впереди еще 7 км подъема.

Здешние -22 - это как -30 в Новосибирске или как -45 в Лужбе. Короче, прохладно. Довольно тяжелые рюкзаки, а я еще и решил пройти эти 7 км на скитуре, для которого мне за 2 дня до выезда прилетели из Штатов камуса. В своих обычных гл-ботинках ноги стер сильно.

Идем очередную горку, смотрим - стоят сани с вещами. В том числе нашим мешком со жратвой. Посмотрел, сани целые. Пожал плечами, пошли дальше. Решил, что тяги у снежика не хватило. Серега, мол, решил две ходки сделать: сначала люди, потом вещи.
Через полчаса на связь выходит Андрей: "Мы возле саней". Отвечаю, что видели их тоже. И тут в эфир Серега: "У меня ремень сдох, снегоход бросил на тропе. За едой позже пойду". Мы, конечно, расстроились, видимо, придется тащить завтра на себе...

Лес, снег, ночь. Мы где-то в районе нужной нам зимухи. Следов нет. Андрей идет где-то позади и по рации объясняет, как искать. Тропим с фонарями 1 фонарем - у Натальи сел. И тут из темноты, из-под елки 2 ярких глаза и крики "мяяаааааууу-мяяаауууу". Спасать кота некогда, бегу в избу, топить печь. Идущие за нами Андрей с Катей подобрали котика и принесли в нагреваемый дом.

Спать легли в 6.30 утра...

На фото слева Андрей дыханием греет жене ноги. Котик почуял, что там теплее, подлез.
Остальное - эпизоды быта в зимухе. Половина избы - под кухню, стол и т.п., вторая половина - нары в один уровень. Под нарами - склад всего и вся.

Серега Арсен утром починил снежик, кто-то дал запасной ремень, дотащил вещи до своего дома. Сходили к нему, забрали наш мешок. Ура! У нас есть еда))
31 декабря в ожидании Витали с Аней, которые высадились в Выдрино лишь в обед, и до вечера будут идти к нам, приготовили новогодний стол, натопили баню, прокопали дорожки. Подивились траншеям, что нарыл тут котик, пока не было людей. В эфир спросили, чей кот, никто не признался. Но 2 января пришли мальчик с девочкой, сказали, что их. Пришлось отдать :(

Зимуха и особенно баня расположены в чудеснейшем живописном месте. Незамерзающий проточный пруд, в который втекают 2 ручья. Завели генератор, все это осветилось. Сказка.

Баня хороша! Натопили жаркую. Поэтому купания в пруду приносят уйму удовольствия и бодрости. Напарил жену пихтовым веником, а сам думал, что не полезу в пруд. Не тут-то было. Разжарился и тоже занырнул.
А Виталя в один из дней нырнул, поплыл и врезался лбом в лед на той стороне, думал, что просто снежинки на воде))

Андрей нашел гирлянду и нарядил елку! Настоящий новый год =)

За пару часов до нового года.

Зайцы оставили под елкой подарки друзьям.

Зайцы.

Новогодний стол. Правда, фотку сделал не вовремя, все уже съедено))

Вместо пельменей или мант - позы. Горячие бурятские позы. Мы же в Бурятии :-)
Автор фото: Виталий Гимадудинов

Сам новый год встретили у елки запуском ракет из "сигнала охотник" и вождением хороводов с бенгальскими огнями. Но это никто не фотал, зато писалось видео со штатива. Наверное, потом кинцо сделаем, выложу.

Утро 1 января началось с того, что Андрей напек гору оладьев. Чудо-мужик, Кате с ним повезло)))

Я еще не писал, что мамайский котик, он же манул, ест всё? Это мы поняли, когда он съел шелуху от фисташек и очистки от мандарин. Оладьи он после этого лопал влегкую.

Ммм... оладушки со сгущеночкой!
Автор фото: Виталий Гимадудинов

1 января к утру резко потеплело до -5 градусов. Так небывало теплая погода и держалась до конца наших каникул. Ясное небо и окрашенные солнцем вершины хребта стали нашими постоянными спутниками.
За пару недель до описанных событий здесь Аня Ханкевич и др. проводили бэккантри-лагерь. Вот и висят до сих пор рекламные флаги.

Избу, где мы жили, строил Сергей Климов из Улан-Удэ с группой товарищей, среди которых и наш друг Андрей.
Это место называют "Бурятской слободой", здесь 2 избы, беседка и баня. Мы жили, как видно на фото, в штабной "избе" :)) Приехавшие позже новосибирцы и читинцы - в сосденей. В соседнюю влазит больше народу, там 2х-ярусные нары. Но там прохладнее.
На левой фото - зубастая держалка для лыжных палок.

Наш 5* отель.
Зимухи обвешивают баннерами - хоть и некрасиво, зато держит дождь и ветер, достаточно долговечно.

Расположение и направление ущелья Мамая таково, что зимой здесь кажется не бывает солнца. Освещаются только вершины.
На фото - р. Мамай, собственно.

Андрею с Катей 1го предстояло выходить вниз, работа, все дела. Очень жаль.
Но до обеда они нас повели до "кунга" и "мясных полей" на экскурсию.
Это второй мост через Мамай, рядом - Бурятская слобода.
Автор фото: Виталий Гимадудинов

Район маленький. Реально маленький :) Пара километров вверх по реке, и ты выйдешь из зоны леса, там уже и до конца ущелья недалеко. Ущелье неширокое, в принципе, может, километра 1.5 в ширину. Вот здесь все и катаются.

Раньше, когда еще не было зимух, приезжали кататься и жить в чумах. На фото остатки одного чума - его обтягивали баннером, ставили внутри печь. Полагаю, удобнее и приятнее, чем в палатке "зима".

Взяли на прогулку санки. Возле кунга будем кататься :)

Лес здесь, в отличие от какой-нибудь Лужбы, густой, как и на всем Хамар-Дабане. Угол склонов, в основном, большой, поэтому много лавинных прочесов. Катаются по ним и по лесу.
Везде тебя ждет опасность, друг-фрирайдер: на открытом пространстве лавина, в лесу - елки. Поэтому тренируйся и не катайся один. Как говорил Манул: "Одинокий райдер - мертвый райдер".

Просто сказочно.

Кому-то идти было скучно) Люблю жену!

Последние несколько лет здесь расплодились снегоходеры. Поэтому тропа обычно есть. Но есть и вонь выхлопа, и визг двигателей.

Идешь такой, и вдруг знаки. Слева - навороченный зимуха дом Пафос-хаус.

А рядом "Пингвилла" :)))

Лавинные прочесы, по ним катаются.

Обстановка по лавинам здесь всегда опасная. Сергей Климов сделал вот такие щиты. Полезно почитать всем.

Свежий сход лавины.

Здесь начинаются "Мясные поля", которые раньше быстро-быстро раскатывали лыжники, а теперь горе снегоходеры. Лыжники просто не успевают добраться.
Тот самый кунг от Газ-66. Раньше считалось местным vip-жильем. Все остальные жили вокруг в палатках.

Внутри вполне себе уютно. Нары спать, печка греть.

Андрей мне сильно советовал взять с собой до кунга лыжи. Но я не послушал. Блин! Зря не послушал. 1 января практически ничего не раскатано. Мог бы погонять. А так - только со всеми покататься на санках.
Автор фото: Виталий Гимадудинов

Хотя на санках - офигеть, как весело))) Потом кино сделаем, там нагляднее будет.
Автор некоторых фото: Виталий Гимадудинов

Спуск вниз. По буранке с санями - классно!
Автор фото: Виталий Гимадудинов

Вид с "полей" вверх по ущелью. Там уже реже катаются.

На санках вниз катались по очереди.

Вот для чего нужна жена! Сначала ты ее покатаешь, потом она тебя :)
Автор фото: Виталий Гимадудинов

На крутяках можно и самому съехать)

Вся команда.
Сходили в гости к Сереге Арсену, у него дом-сфера на Мамае. Настоящий правильный купольный дом. Не сфотал, запотел объектив. Только флажки успел перед домом снять))

Просто позадуряться.

Ну классно же :)

Кото-фото-сессия. Все на Мамае начинают любить котиков котика.

Ведь он такой пупсик.

Умный, веселый, игривый.
Автор фото: Виталий Гимадудинов

Абсолютно не боится снега с такой шкурой жирного бобра.

Настоящий мамайский кот.

Раз в день выходит в туалет и на осмотр территории. Что-то ты подозрительно выглядишь, человек.

Перед уходом Андрей научил нас основам использования биперов.

И вечером мы устроили игру в прятки. Прячешь рюкзак с бипером так, чтобы не было понятно даже примерно, где он. Выпускаешь поисковиков с включенными на прием устройствами. Они начинают искать :)
И чем больше тренировок, тем быстрее находят. И шансы рюкзака становятся все больше и больше.
Итог пряток следующий: бипер, лопата и щуп должны быть как можно у большего числа участников. Тогда в них есть смыл. Без бипера искать раз в 10 дольше. За это время человек под снегом погибнет.

Пришло время открыть горно-лыжный сезон! И вечером мы с Виталей пошли в соседний лес - я на скитуре, Виталя на снегоступах. Жаль, что глыжная снаряга из всей нашей группы только у меня...
А небо вечером, на закате, сказочно красивое!
Автор фото: Виталий Гимадудинов

Я же говорю, небо восхитительное :)

Не смотрите на мое рожу выражение передней части головы - я просто сосредоточен - ведь не катался на широких с февраля.

Наш домик.
Автор фото: Виталий Гимадудинов

Внутри уют, тепло. Трешат дрова в печи. И я уронил камус на пол. Теперь вычищаю мусор, налипший на клеевый слой :(( Теперь наука - когда камус вешаешь сушить, слепи его пополам клеевой стороной, чтобы, в случае падения, грязь туда не набилась. Да и уронить его будет сложнее.

Очередной раз топим баньку. И по ходу дела снимаем ночные кадры со штатива. Зря, что ли, тащили.

Банька с прудом. Ну не чудо ли?

Зимуха в ночи.

Мы привезли с собой настольную игру Scrubble - игра в слова. На ней и зависли до полуночи. А в полночь слышим в эфире "Кто на ночные покатушки? Без фонарей едем!" И народ собрался, и пошел наверх. Молодцы :)

Утром пошли на разведку леса над зимухой, в сторону "Бурятского цирка" китайский цирк! Смертельный номер значит смерть!

Большой уклон, но до нас кто-то прошел в ступах, сделал тропу. В целом, можно идти.

Но Витале с Аней крутяки дались тяжело - снегоступы у них больше преднозначены не для тропы, а для целины - ехали назад.

Стал виден Байкал.  Очень круто. До берега отсюда 10 км.

До цирка мы так и не дошли. Внезапно я понял, что тропа забирает слишком в сторону и мы выходим на край долины. Куда тропа уйдет дальше - не понятно. Вперед - лавинный склон. Ну, нафиг. Все равно все устали, я один на лыжах, поеду вниз. Может, пофотают)

Виталя с Аней вырыли себе стоянку ниже. Наверх идти не хотят. Хотят пить чай :)

Так что едем/идем вниз.

Автор фото: Виталий Гимадудинов

На снегоступах тоже можно бежать быстро.

В общем, когда ты один со снарягой, да еще и мест не знаешь, совсем грустно. В следующий раз надо добавлять в компанию катающих людей :)

Еще ночные фотки. Снегоходная тропа вниз по р. Мамай.

Ясное мамайское небо.

Р. Мамай со второго моста. Свет в елках вверху кадров - это баня светится.

Зря, что ли, флаг НГС притащил. Повешал у входа, чтобы все мимо проходящие видели :-P
Автор фото: Виталий Гимадудинов

Просто ночной поход в туалет.

Наша зимуха и дым из трубы. Говорят, чем-то похоже на северное сияние :)

Вечером, еще до темноты, к нам пришли Чингиз и Глеб. Ребята из Улан-Удэ, друзья нашего Андрея и Сергея Климова. Всё здесь знают, поэтому на утро напросился с ними. Хотя заранее было стыдно за свое хреновое слабоватое умение катать.

наверное обязательно выживу". Мы с Глебом на скитуре, Чингиз на телемарке (катание с непристегнутой пяткой, очень красивое) - синие лыжи посередине.

Пока мы собирались, от соседей прибежал хаски по кличке Канзас. Но все его называют "говноед". Интересно почему?!)

Собака-стесняка лапу-давака.

Наталья очень любит хасселей, да.

Ну а мы идем наверх. Решили пойти на соседний склон, называемые Кедровым. Тропы нет, бьем сами.

Вид вверх по ущелью Мамая.

Отсюда Байкал еще лучше видно!

Панорама в долину Мамая.

На этой высоте уже есть солнце. Резко потеплело, местами таяло.
Где-то на подъеме нас догнали ребята на сплит-бордах. Тропежка пошла веселее, стали чаще меняться.

Вид на кунг и Мясные поля, уже раскатанные снегоходерами.

Почти на вершине, здесь на груде камней точка старта.

Горка над кунгом. Видно, что с нее недавно катали :)
Эх, пожить бы тут пару недель, изучил бы район, везде бы катанул. Но у нас всего 5 дней...

Точка старта. Снимаем камуса, пьем чай. Тут сотовая связь есть, пообщался с родней и котом Димой с Юлей, что присматривают за нашим чудовищем славным котом. Поздравил с новым годом, выяснил, что у всех все хорошо. Ну ладно, тушим телефон, можно ехать вниз!

Чингиз уходит первым в красивом пируэте телемаркового поворота, после которого забавно зарывается носом в кувырок :) После него стартуют и остальные. Едем в кулуар "Оазис".
Склон для моего уровня крут, а лес част. Поэтому снимков со спуска не будет - фотик я убрал в рюкзак на всякий случай.
Вся группа едет быстро, я несколько отстаю. Спасибо Чингизу - постоянно меня ведет. С забившимися ногами выкатываю вниз. Ребята одевают камуса, планирую сделать за сегодня еще одну скатку с Пихтового, но в направлении Бурятского цирка. Мне хватит, ухожу домой :)

Тропу, такую тонкую еще 31го, уже раскатали до ширины шоссе.

Наверху сильно метет, все дни наблюдали снежные флаги.

Дошел до дома, а там борщ!!! Красота! Поделился впечатлениями и решил тут же "пойти учиться" в соседний лес :)

Уходил по тропе метров на 300 и учился дропать с кочек.
Автор левой фото: Анна Гимадудинова

Иногда получалось выпрыгнуть. Но часто не мог устоять после приземления.

Если переставал контролировать выпрыг...

... то крушения были более фатальны.

А тут и Чингиз с Глебом подоспели, спустились с Кедрового. Показали, как надо :)
Автор фото: Анна Гимадудинова

Глеб еще пару раз прыгнул для фото с большого трамплина.

Снова Глеб.

Я на него посмотрел, стал чуть лучше выполнять прыжок. С маленькой кочечки, конечно)
Автор фото: Анна Гимадудинова

Чингиз достал из-под кроватей в зимухе гекконовский крутой слэк! Натянули тут же рядом.

Конечно, же, первым делом надо на него сесть и раскачаться. Тогда тебя точно засыпет снежком с елки!

Как надо ходить слэк.
Автор фото: Виталий Гимадудинов

Как не надо ходить слэк. Хотя зимой сойдет и так :)

Просто потрясли соседнюю елку. Profit!

А на следующее утро нам уезжать. А ночью выпал волшебный порошок снежище. Блин, как обидно уходить, если тут ТАКОЕ.
Не удержался, с утра, пару раз скатился возле домика. Пришлось, конечно, затропить. Все вокруг засыпало по шею. Тропу до туалета пришлось копать заново.
Моя пухлячная скатка. Всего один кадр в самом низу, у домика. Это было здорово! Но так мало :(

Виталя с Аней ушли вниз на час раньше нас. Мы прикинули, что они будут идти медленнее. Ведь они закопали свои лыжи еще на подъеме перед началом вгорок))) Пока они до лыж доберутся пешком...
А мы еще успели разок перекусить, перетрясти мешки...

сфотаться с флагом :)

Фотик опять убран в рюкзак, чтобы не мешался. Рюкзак почему-то опять тяжелый. Благо, что идем вниз. Я телепаю на скитурах без камусов, с отстегнутой пяткой, чтобы удобнее проходить положняки. Наталья же успешно идет на беговых лыжах.
Проходим нижний, первый мост через Мамай по пологому и начинается цирк спуск. Жена раз 10 за скатку сделала сальто - рюкзак у нее нифига не легкий, горка крутая, вся в кочках от снегоходов. Равновесия в таких условиях держать крайне сложно. Периодически поднимаю ее.
В итоге сам замучался, ведь не получается полноценно гнать вниз по буранке. Еду и контролирую девчонку.

Ближе к стоянке машин нагнали наших друзей, им идется тяжело. Ведь шмурдяка у них больше - дальше по плану они едут по гостям через ряд городов. Виталя, кажется, тихо матерится :)) Ничего, как обычно, тяжелое забудется, останутся только самые светлые воспоминания.

На трассе нас ждет "нива" - наш транспорт до Выдрино, о нем договорились еще заранее. Привязываем по максимуму груз на крышу, всовываемся в салон, едем. У ребят поезд с Выдрино, до поезда еще 4.5 часов. А нам надо электричку, которая по плану через полчаса.
И тут, внимание! Оказалось, что вокзал в Выдрино закрыт. Касс там нет - учтите, кто что будет планировать. В итоге, все сели на электрон. Наши товарищи поехали с нами до Слюдянки, где к ночи успешно сели на поезд, а мы на второй электричке дальше - до Иркутска, где нас ждал Андрей.
На этом это незабываемое путешествие в район ущелья Мамай хребта Хамар-Дабан можно считать успешно завершившимся. Дальше был поезд...

Набор благодарностей:
  • спасибо Андрею и Кате за приглашение, приют, организацию всего и вся, за отличную компанию! Теперь ваша очередь приехать к нам.
  • спасибо Витале с Аней за пачку отличных фотографий! Некоторые свои заменил на ваши - они лучше :)
  • спасибо Сергею Арсентьеву за заброску на снежике нашего тяжеленного мешка с едой, жаль что накрылся ремень :(
  • спасибо Сергею Климову, которого я лично еще не знаю, за то, что построил эту зимуху и развивает районы Прибайкалья в рамках бэккантри, скитура и просто фрирайда!
Друзья, катайтесь на лыжах (не в одного!), любите свою природу, любите снег - он мягкий и клевый ^_^