Эксперимент "Шавла"

Скажу сразу, до Шавлинских озер мы не дошли. Смогли взять только перевал Орой.
В итоге, прошли линейных 20 км и набрали километр высоты.

А начиналось все буднично. Девчули улетели на самолете в Горно-Алтайск (кстати, есть дешевые рейсы без багажа), откуда дед их увез на машине на дачу в Бийске. А я остался дома готовить маршрут, шмурдяк и еду. Сразу видел, что вес будет большой. "Но я же конь. Я же 42кг носил, и тут унесу". Короче, собрался, поехал через Бийск до Чибита.

Наш пилот. На пассажирском обязательный атрибут маленького пилота. Постоянно просила "лули-лули"-порулить. Чем ее и увлекали, когда надо было заняться делами.

Добрались до базы Кочевник перед Чибитом и завалились дрыхнуть. Первая ночевка в палатке! До этого мы даже в ПВД не ходили :(
Первый недочет - 2 расстегнутых спальника-одеяла не смогли укрыть нас троих со звездой посередине. Так что папа все время спал в пуховом жилете. Иногда ноги удавалось прикрыть.

Максимальная категория пешеходного маршрута - 6. Но мы сделали 7, взяв Злату.
В Кочевнике еще были дети. Но они нормальные, играют рядом с лагерем родителей. Наша же прямым ходом бежит в Чую. Ни собраться, ни еду толком приготовить. Присесть? Да ладно. Не хватает еще взрослых в помощь, не хватает...

2 суток мы сидели на базе, ждали погоду и играли в тетрис со здоровенной кучей шмурдяка. Шмурдяк никак не хотел помещаться в мою 120ку и маленький отсек детской переноски. В итоге, выкинули часть газа, треть еды и три четверти взрослой одежды.
За эти двое суток были ливни, сильные ветра, улетела общественная палатка водников, пока те сплавлялись...

Решили до Оройского моста заказать заброску (1000р за уазик). На фото - весь наш груз в одной куче.

Каньон Чуи. Видно Оройский мост.

Выгрузились, высадились, переобулись, проводили со всхлипом "бибику", пошли к мосту.

Че-то я не конь. С весом больше 40 я - ишак, да.
Второй недочет - надевал рюкзак, порвал пряжку пояса. Первый день шел "на плечах", подвязавшись веревкой. Запасную пряжку нашел в ремнаборе лишь вечером на стоянке (даже не помнил, что ее положил туда).

"Паки, паки", мама с папой с ними идут, доче тоже надо!

Мост через в Чую в устье Ороя. Платный, 100р с чел. Несколько лет назад его восстановили местные на свои средства, теперь на этом зарабатывают. Деньги отдавать надо на кордоне. Но мы как-то умудрились пройти тропой мимо :) На обратном пути вернули должок.

По началу Злата никак не хотела ехать в рюкзаке. Все время просилась "топ-топ", тянула то маму. то папу в гору. А нам бы посидеть...

Перед первым из трех крутых участков подъема решили сделать прям привал. Даже подремать немного.
Чуть позже случился третий недочет - оторвал лямку рюкзака, полчаса ее пришивал. Пора менять старичка, уже больше 12 лет ему.

"Мама, папа, тооп-тооооп!!!" в гору.

Устала топ-топ, усадили, сразу отрубилась. Мы же хотим дойти до озер! Долой лежачий дневной сон!

Час сна и снова "топ-топ". Редко удается остановить ребенка. Иногда помогает какой-нибудь "ням-ням" в виде сушки.

Дошли до первой ночевки. Уже холодно. А мы обкакались. Папа срочно греет воду, мама моет, папа готовит костер, мама сушит и греет. Технологический процесс постепенно отладился.

Вид на долину Чуи.В первый день прошли половину дистанции до пер. Орой. Встречные группы лупили глаза и говорили, что мы "бесстрашные, крутые, суровые" и что-то еще. Встречный молодой алтаец на коне посоветовал до озер не ходить, чтобы не заморозить ребенка. Мол, даже взрослые простывают и сильно болеют. Это он на конников ориентируется потому что. С нами все было бы хорошо :)

А на утро так себе погода - периодически моросильник. В промежутках сварили еду, собрались, надели самодельную накидку на переноску и пошли.

Зтала сразу срубилась, Так и проспала до хорошей погоды под взлетом перевала.

И снова "топ-топ"! Пофиг, что грязь, у нас же треки! (Спасибо Алисе с Таней :))
Кстати, резиновый комбез на ребенке - спасение. И по грязи, и по дождю, и на коленках у костра поползать.

Когда "топ-топ", сильно тормозящее продвижение, вконец надоело, мама придумала хитрость - мультики в телефоне. С собой повербанк, конечно же.

Утомились мои ^_^

Вот мы и на Орое. Тут домик алтайцев, на конях завозят ингредиенты, пекут лепешки, держат коров и коней. Купили лепешку (100р), 1.5 литра молока (200р). Молоко, будто, разбавлено. Но, видимо, кажется - корм у коров такой.

Вдоль перевала идет дорога со стороны Курая и в Белый Бом. Алтаец сказал, что по ней до сюда с Курая можно на джипе забраться, оставить машину и пойти на озера.
Со тороны Мажоя по этой же дороге пришел дядька, идет соло. Говорит, по дороге намного проще - пологий подъем, хоть и дальше. Зачем, говорит, эту оройскую жесть ходят вверх. По ней, говорит, только спускаться хорошо.
К вечеру из-за перевала пришла здоровенная коммерческая группа, чел 30. Часть их шмурдяка принесли кони. Толпа заняла все оставшиеся стоянки. На следующее утро они уйдут вниз, но нормально дойдут не все. Как нам потом рассказал водитель-алтаец, забиравший нас от моста, 6 "инвалидов" он увозил в Чибит с мозолями и девушку одну с коликами в животе.

Распотрошить пачку хлебцов - done. Погонять "мууу" - done. Поудивляться коням - done.

Обкакаться - done.

Семейная такая стоянка. Сразу видно, кто тут главный и вообще.

Четвертый недочет - мамины треки всё. Подошва оторвалась почти что полностью. В этот момент приняли решение дальше не идти. Если с большим весом еще можно жить (закопать часть еды, например, на обратной дороге подобрать), то на скотче долго не пройдешь. Из второй обуви только сланцы. Так что завтра вниз.

Доброе утро. Че-то мама не хочет вставать :)

Вечером и утром тут на 2200 прохладно.

Но как выйдет солнце - жара. Очень жаль, но мы вниз. Нагулялись.

В планах сегодня выйти до моста и добраться до кемпинга. Вниз идти не в пример легче. Но спина гудит все равно. Чтобы Злата не отвлекалась на "топ-топ", ее развлекали мультиками, сушками. Даже поспала пару раз в рюкзаке. И два раза обкакалась. Кстати, у меня руки до сих пор от стирки штанишек в холодной воде плохо чувствуют.

А вот и Оройский мост. Поднялись на ту сторону, а нас уже ждет уазик. Наталья за 700р сговорилась, "1000 дорого! Надо же еще ребенку яблок купить". Заехали по дороге в магаз за яблоками, Злата довольна.

Папины, мамины, дочины.
Мамины - на выброс.

Ну что, какие для себя сделал выводы:

• с ребенком такого возраста ходить вообще хорошо, ей все интересно, а ест мало, но...;
  • группу взрослых надо больше, потому как физически такой вес одному папе тащить сложно, а в лагере надо бы еще тех, кто может присмотреть за малышом;
  • спальники надо брать пуховые, а не синтепоновые. С пуховыми по тайге, конечно, не ходят - их мочить нельзя. Но мы их и не намочили бы. Ведь в непогоду планировали сидеть на месте. Зато какая экономия веса и объема!
  • из еды сушить всё! Не только овощи, как сделал я. Консервы - долой, только сушняк;
  • треки должны быть целые)) А не древние и разваливающиеся;
  • дней планировать надо больше. С ребенком, который хочет "топ-топ", 10 км в день сложно делается.

А вообще, погуляли хорошо. И во время уехали. На обратной дороге в машине 2 раза попали в сильный град, а в сторону Манжерока вообще снег лежал на обочинах. В следующий раз на Шавлниские озера пойдем через Мажой по дороге.

Всем спасибо за внимание. Айда в следующий раз с нами :)