Интересные экскурсии по Чемалу. Недорого

Уже довольно давно хотел организовать коллег из НГС сходить в поход. Но не срасталось: то ребята сливаются, то мне серьезное мероприятие хочется. В итоге, получались только велопокатушки. И все же этим летом свершилось!

Сначала планировали на Зубья, но по ряду транспортных причин, да и просто желания посмотреть новый район, с подачи Димы пошли на экскурсию по Чемалу недорого в район Альбагана. Формально, получилась пешеходная "единичка" по спортивно-туристской классификации. К сожалению, заявиться официально не смог - маршрутно-квалификационная комиссия ушла в отпуск в горы.

Ниже много фотографий и текста из походного дневника Оли Лисовской.

Однако, день "минус десятый"

Приехали в Чемал в 13.30. Поели у Тиграна. Не очень понравилось. Встретили дядю Федю, Дима его уже знавал, он отвез нас за 4000 рублей в буханке за Эдиган.

Заброска на дядь Феде и обед в кафе "У Тиграна" в Чемале
Останавливались у моста отдохнуть, когда ехали. На мосту встретили мотоциклистов, сфотались с ними.

Парни экипированы норм. Какой-то длинный маршрут едут

Дядь Федя нас выгрузил, мы грустно посмотрели вслед уазику и пошли. Первый брод. Страшный, жуть. Ниче, потом привыкнут

Влад посмотрел в карту. Я ему озвучил, что это 1/4 часть...

... это Влад, он приуныл
Моросил дождь. Оля Л. увязла по щиколотку в грязи.
Дошли до приюта Таманел на опушке леса возле большой поляны и ручья, а там два алтайца на конях проезжали. Мы подождали на дороге, пока они уедут.

Идем, стоит такой на тропе, пырится
В приюте была веранда, под которой мы планировали сидеть вечером в случае дождя. А также домик деревянный и аил. Но дождя не было :)

И тут из тумана зомби как повалят!
Разложили общак по списку по рюкзакам, поужинали. Пели песни у костра, который был на веранде под крышей. Подвешали еду на веревке, чтобы грызуны не съели. Опасались сусликов. Легли спать часов в 22.

Под крышкой удобно жить, особливо, если дождь

День "-9"

Дима проснулся первым в 6.20. Завтракали кашей и кофе 3в1. Денис варил настоящий кофе.
Погода была отличная.

С утра ни одного зомби. Лишь солнце, туман и прочая идилия
Двинули в 9.20. Пошли вперед, впереди поле. В поисках тропы вскоре пошли назад, обогнув поляну. Вышли в итоге на тропу-дорогу, но не на верную. Поэтому далее пошли через поле к нужной нам тропе по GPS.
По дороге ели жимолость. Она была горькой и кислой, но один куст оказался с более-менее щадящим вкусом.
Влад нашел дом мечты под деревом.

Как там? Всегда есть суслик, который испортит общий кадр?

Пить хочется все сильнее. Запасаемся водой

И поднимаемся-поднимаемся...

Где еще так отдохнешь? Тут Гриша узнал, зачем на самом деле нужны треккинговые палочки

Недалеко от перевала Таманел, сидим в тени кедров
Поднялись на высоту почти 2000. Там отдохнули у камня с кедрами. Оля с Олей пытались фотаться, стоя на руках.

Наша австрийская подруга, с которой в прошлом году мы волонтерили в Катунском заповеднике, Оля, за год научилась стоять на руках. Что и демонстрировала нам на привалах и перевалах

Отметка 77 планового маршрута СССР

Красивые виды от подножья перевала Таманел с запада (со стороны Эдигана)
Поднялись выше. На взлёте на перевал отдохнули, поели сала. Решили, что сало надо есть на завтрак, чтобы было больше сил. Далее двинулись ввысь. Вид свысока потрясающий.

Гриша еще до старта понял, что рюкзак 60 л - это маленький рюкзак :)
Дошли до огромного тура, вокруг которого было множество маленьких туриков. Сфотались с флагом НГС у тура. Дошли до перевала, был перекус с долгожданными вкусняшками. В этот раз был фрутилад и фундук.

Сразу видно, что перевал конный. Пешее турье не будет тратить столько сил на создание такого тура. Кроме того, бутылки и банки из-под пива валяются.
А фотку с флагом НГС не стал выкладывать, качество у нее не очень. Флаг будет дальше
Свалившись с перевала остановились на обед у озера под деревьями. Рядом был ручей с относительно теплой водой. На обед был гороховый суп с самодельной тушенкой. К нам подходил полуголый обгорелый мужик, который потерял своих. Ничем помочь ему не смогли.

Спуск с перевала Таманел на запад
Дальше пересекли огромное поле, на котором видели пасущихся коней. Спустились к реке Тогускол, за которой были палатки конных туристов. Там были манящие указатели "Баня Пиво Водка". Оля Ш. с Мишей особенно хотели туда зайти. Но строгие Дима и Денис сказали, что надо двигать дальше и искать место под ночлег, т.к. уже близилась ночь.

Где-то в правой части - пер. Таманел

Как же можно не потупить в карту?
По дороге к реке нашли пакетик фиников. Это был шикарнейший подарок судьбы.
Остановились на камнях у реки Тогускол. Все помылись в реке - девочки налево, мальчики направо. Затем все кроме Дениса, Димы и Оли Л. сходили в лес за дровами, им было нелегко. На ужин была гречка с самодельной тушенкой.

Пока народ ходил за дровами, мы приготовили гречу на горелке. На фото справа - упаковки сала: 1 слой марли, 1 слой фольги. Довольно долго живет в такой упаковке

Свежий лучок и сайра. Ммммм!!!
Сидели у костра разговаривали. Найденные финики превосходно украсили наш вечер :)
Легли в 23 с копейками.

День "-8"

Утро началось с ремонта и огромной порции изюма с кашей.
Вышли в 9.00.

Кто-то обувается, кто-то зашивается, кто-то уже полчаса ждет остальных

Греча
По дороге встретили коней и пытались их погладить, но они не давались.

Кони и Оля

Просто лица идущих в брод через ледяной ручей.
А я сбоку перебежал, не разуваясь. Ботинки, хоть и старые, но еще живые :)

Шлось очень легко, т.к. перевал был легкий. За перевалом мы нашли снег и чудесный вид на долину. Там же мы встретили конных туристов, которые надменно шли по верхней тропе.

На перевале Сайгонош. Делим последний кусочек козинака. Способ - игра "камень-ножница-бумага"

Обещанная где-то ранее фотка с флагом на перевале

На спуске маленький снежник

Гриша чем-то недоволен. Я хз

Оля на фоне "Долины свободы" приучает Влада и Мишу к спорту
При спуске было много красивых и ярких цветов. Там же были небольшие водопады, опасные спуски и пещера. Кстати, на самом перевале мы делили добавку козинаков играя в “камень-ножницы-бумага”. Влад выбыл в первом же туре. На перевале Сайгонош Влад, Миша и Оля Ш. фотографировались стоя на голове, и в трусах, прикрывшись флагом НГС. “Надеюсь, нас после этого не уволят” (фотографию в трусах не выкладываю, вдруг и правда уволят - прим. ред.)

Спуск с Сайгоноша в долину рек Тюрдем и Сумульты по небольшой сыпушке. В дождь тут бы спускались на заднице

Тропа по ручью. Все, как мы любим

Оля Л.
Обед: ели сало, суп харчо - огонь! Чай с баданом, который окрыляет.
Дальше убегали от дождя и прятались под кедром (сосной, елью - нужное подчеркнуть).
Идя по долине, встретили двух местных конников (направляются примерно на Телецкое), один был пьяный.

Правый снежник - перевал Сайгонош. Вид из "Долины свободы"

Когда-то тут бушевал пожар

Хз, почему так называется, но "Долина свободы" прекрасна!

Оля Ш. ела фиалки. Кто-то ее там в Австрии научил
Остановились на ночевку на стрелке рек Тюрдем и Южеме.
На ужин ели рис с мясом и салом. Кое-кто рис не доел! :(
Еще играли в крокодила и гадали “автовозовоз”, “прелюдия транслирования”, “лизинг грузовых судов”.
Ночью за перевалом бушевала гроза и вспышки молний нагоняли ужас на наших девушек. Ночью был дождь.

Вообще-то на улице кромешная темень. Засветка неба - молнии за хребтом. Громыхало знатно!

День "-7"

Проснулись мы уже почти в 7. Зарядку пропустили. Вода быстро закипела, и нужно было заваривать кашу и кофе. Залепили мозоли и двинули в 9.40.

Лагерь просыпается...

... вместе с ним просыпается и Дима

Еда и сушилка. Река и умывалка. Вода и каркаде.

Красавец. Правда, в следующую секунду серанул знатно. Фотку бомбометания не буду выкладывать

Наши
Встретили возле реки “лошадинных чуваков”. Они чистили зубы. Скорее всего это их мы видели на перевале, где был снег.
Шли по полю, видели косуль за рекой на склоне.

Подъем по тропе правым берегом р. Южеме

Дошли до кедров и остановились передохнуть. Коням, которые были там, очень понравилась Оля Ш., ходившая к ним познакомиться, и они подошли к нам, но потрогать себя не дали.

Все друг на друга смотрят с некоторым подозрением. Особенно вон тот жеребец
Потом шли по полю вдоль реки и плавно оказались в суровой монтане, где потеряли тропу. Дима и Денис пошли в разведку и таки тропа нашлась. Шли сквозь монтану по мокрому мху, ручьям и грязи. Вскоре мы нашли место для привала, которое было обозначено в треке - этакий оазис среди монтаны: кедры, ровное сухое место, рядом ручей, вид обалденный, ни души.
Пообедали куринным супом с горохом и салом.
Далее был Альбаган за максимум пять часов (до захода солнца). Взяли фонарики, бутылки для воды, аптечку, дождевики от ветра, рации, и отправились в путь.

Обед перед радиалкой и обсуждение планов. Слева высшая точка - г. Альбаган

Все еще боятся бродов

Как мы выяснили позже, с этой стороны на Альбаган уже 100 лет никто не ходит. Ходят выше.
На фото: ребята учатся ходить по куруму и сыпухе
По дороге к горе нам попалось несколько обломков ступеней от ракет. Один обломок, судя по голой почве вокруг, был совсем свежим. Обломки были по обе стороны реки, текущей в ущелье под Альбаганом. Среди них было две “Кин-дза-дзы” по обе стороны реки: шарообразные контейнеры с дырками и трубками.

Чемальская космическая программа.
В районе Альбагана находится квадрат падения ступеней ракет, запускаемых с Байконура. Здесь этого очень много :(

Кин-дза-дза
Издалека гора невзрачная: зелени мало, каменные отвесы. Шли по склону вдоль реки, по куруму. Камни периодически валились вниз под ногами. Оля Л. до смерти боялась нестабильности под ногами, поэтому шла медленнее всех. Спустились к ручью, где была поляна огоньков и фиолетовых цветов. Вид потрясный!
Далее нас ожидал подъем на перевал к Альбагану за этим ручьем. Почти весь подъем шел по крутому склону, усыпанному курумом, изредка разбавленному растительностью.
Оля Л. твердо удерживала позицию слабого звена. Первым на перевал забрался Влад.

Подъем на перевал под Альбаганом. Не знаю названия
С перевала нам открылся охренительный вид. Кругом вершины гор, снежники. На другой стороне перевала виднелись четыре озера. Аниса ела снег. Ветер был очень сильный.

Перевал под Альбаганом. Где-то тут
Оля Ш. как обычно

Вид с перевала в сторону долины р. Южеме

5 часов вечера. На вершину уже точно не успеваем. Поэтому пофотались, перекусили кешью, изумительным гематогеном и курагой, и пошли поспешно обратно, чтобы успеть вернуться засветло. Гематоген - самая вкусная еда похода.

This is Haematogenum!!!111

После горных "четверок" такой спуск вовсе не страшен, поэтому первым сбежал вниз и лежал, кормил комаров еще полчаса...

... цветочки фотал, ромашки всякие...

... водосборники

Ждал, пока остальные вон оттуда сверху спустятся. Пару раз по рации связались с Димой и Олей Л. узнавали, где они и как

Идем домой, стараясь успеть до темноты

Обратно шли по другой стороне реки, где наткнулись на цветочный рай: оранжевые, желтые, синие, фиолетовые.

Огоньки под перевалом
Далее была тяжкая дорога через монтану, высокие кусты и камни, без тропы. Шли по медвежьей тропе и пели песни. Оля Л. переходя реку по пути назад, набрала полные ботинки воды.

Успели прийти в лагерь ровно за 10 минут до того, как пришлось включать фонари. Идеальное планирование :)
Вернулись к палаткам на закате. Было очень холодно вечером и ночью. Небо звездное. Смотрели на млечный путь.
До половины первого ночи Оли, Дима и Миша сидели у костра и пели песни.

День "-6"

Проснулись в 7.00. Была жара. Лениво собирались.
Денис забил на кипячение воды, поэтому было долго.
Почти все делали зарядку под мудрым руководством Оли Ш. У Оли Л. было недомогание и температура. Пока все собирались, Оля Ш. и Аниса загорали.

Посмотрите, как бодро Михаил умывается!

Зарядка

Я так и не понял, но почему-то все мухи липли на мою анорачку. А ведь она хорошая...
Двинули в 10.30. Конца монтане не было видно, но мы ее преодолели.
Видели два водопада, шли вдоль реки. По дороге была вкуснейшая курага, фундук и карамель “мечта”. О запланированном фрутиладе забыли.

Гора Альбаган (верхняя точка на фото). В радиалку надо ходить по ближайшему к нам плечу

На подходе к перевалу Щелка (Альбаганский)

Вид от подножия Щелки в долину р. Южеме. Слева - Альбаган

Хо-хо! Ребята думают, что основные приключения позади. Как бы не так!

На седловине перевала Щелка (Альбаганский) лежит кусок обшивки ступени ракеты, весь исписанный автографами проходящих мимо. Вон, даже родной турклуб "Кедр" отметился
Дошли до перевала “Альбаганский” (“Щелка”). Сфотались с флагом на фоне снега. С высоты видны были озера и вообще красота.

Конечно же, фото с флагом! Ведь не зря таскали. Вид с Щелки в долину р. Ложа

Оля Ш. по обыкновению
Обедать встали на одном из этих озер. Готовили на газу суп с двумя грибочками: сыроежка, найденныя на предыдущей стоянке и подберезовик, найденный тут под карликовой березкой. Тушенки уже не было, было сушеное мясо. Также традиционно сало с хлебцами и зеленый луговой лук, собранный ранее. Гриша единственный искупался в озере. Чай пить не стали, пошли дальше вниз.

Закрывая две горелки от неприятного ветра, собрали конструкцию и обложили хобами. В итоге, Олина хоба подплавилась

Упорный Гриша все-таки искупался, не смотря на ветер и совсем не теплую воду

Просто вид на какой-то перевал

А это Оля Ш. Она сделала супер-салат из морской капусты, свежего лука и... чего-то еще, я хз, чего. Но очень вкусно

Вид на долину р. Ложа

А это Дима, муж Оли Л. Он тут местный лесник. Несколько раз ходил район

Вид на болота Куралбас со стороны Ложы - тоже считается перевалом. Дима там ходил много раз, мы же пойдем в обход вон той горки - Верховье Кубы

Спуск в долину Ложы

Озеро за естественной дамбе. Вытекает водопадом

Перевал "Щелка", вид от истоков р. Ложа
Далее был склон вниз, несколько переходов через реку. Остановились на озере Ложа. Довольно большое озеро. Рядом с ним были еще люди. Некоторые искупались, несмотря на то, что солнце уже зашло за гору. Вообще у нас украинский санаторий.
Познакомились с соседней группой. Там люди были с Москвы, Питера, Барнаула и Бийска. Один из них - отличный знаток здешних мест.

Когда стемнело, на озере была лунная дорожка. “Как же этот квадрацикл пролез через Щелку?” Как впоследствии выяснили, там пролез не только квадр. Гриша потерял ложку. Ел вторым концом зубной щетки.

Лунная дорожка над озером

День закончился поздней ночью песнями и плясками у костра

День "-5"

По плану сегодня полудневка на озере. Утром рано пришла девочка от соседней группы: “Я к вам по делу. Возьмете молочную рисовую кашу? У нас осталась”. В ответ мы угостили их кусочком сала Дениса (которое нес Денис! - прим. ред.)
Ранним утром на озере была потрясающая зеркальная гладь. Жаль, что не все успели увидеть, пока не поднялся ветерок и не породил мелкую рябь.
Денис и Оля Ш. искупались, когда некоторые еще спали. Зарядку делали сегодня только Оли и Аниса.

Бодрячком! Но не холодно

Утренний кофе. Последний. Больше у меня кофе нет

В ожидании чуда
На поляне перед лесом, окружающим озеро, была жара. Именно там стояли наши палатки. А в лесу было холодно.
Аниса и Оля Л. загорали на поляне и ходили купаться, а остальные вырезали Грише ложки и Оле шахматные фигурки, и тоже ходили купаться.

Наш умелый кружок. И овсянка с салом, хлебцами и изюмом. Мммм!..

Моя поделка

Поделка оказалась вполне функциональной

Первые шахматы. Слон и конь
Пообедав, с опозданием в 1.5 часа, мы пошли дальше.
Впереди нас ждал лес с высокой густой травой и высокими кустами.

На большой конской стоянке
Были у красивого каньона с водопадом. На тропе обнаружили следы медвежонка, идущие к нам навстречу. Пели песни. Перебирались через реку с обвалившимся берегом по бревну.

Резко теряя высоту, р. Ложа пробила такой каньон
Уже вечерело, а лесные заросли не кончались. Ели чернику и жимолость по дороге.

Вкуснейшая очень горькая жимолость. Отлично уталяет жажду и бОльшую потребность в витаминах

Брод через Ложу. Кто-то по бревнышку, кто-то по камешкам

Михаил - модель человека

Остановились на ночевку на мховой кочке у ручья с муравьиной горкой, практически на болоте.
Все вымотались, и некоторые боялись медведя.
Пока ужинали, в ночном небе начала блистать молния. Мы поспешили укладываться спать опасаясь дождя.
Дождь пошел, и даже не все успели зубы почистить.
По плану утром надо было встать в 6. Т.к. тропа петляла, и мы ее теряли, прошли в два раза больше, а планировалось 7 км. Гриша нашел свою ложку в рюкзаке. А самая печаль дня - всё сало Дениса (которое нес Денис! - прим. ред.) испортилось. Чтобы не привлекать медведя, сожгли его.

Оля слегка упоролась устала

День "-4"

Всю ночь шел дождь. Проснулись тоже под дождь в 6. Сделали навес между палаткой Дениса с Владом и палаткой “Охушки”, под которым на газу вскипятили воду для каши и кофе. Ели в этих двух палатках. Рюкзаки собирали тоже внутри палаток.
Палатки пришлось собирать под дождем.
Дождь немного стих и мы вышли в 8:35.

Оказалось, у моей палатки можно снять внутряшку, снаружи останется замечательный тент! Под ним можно готовить и жить. Только под пологи задувает
С утра и до обеда я не фотал, было мокро, жалко фотик.

Наш путь состоял из ручьев, “срани господней”, говнеца, месева, мокрющего мха с монтаной на перевале, и камней. Нас вел Денис. Всю дорогу, иногда прерываясь, лил дождь. На перевале (не знаю названия, наверное, "Сурдинский" - прим. ред.) ко всему этому добавился ветер. Все промокли и замерзли. У Оли Л. в ботинках было джакузи. Шли без остановок на отдых и перекус - не хотелось совсем замерзнуть без движения.
За перевалом остановились на втором Сурдинском озере. Там было место для стоянки. Пришли в 12:00.
Денис и Влад натянули тент от их палатки, где мы собрались у горелки все вместе, переодевшись в сухое. Дождь не переставал лить. Поели суп в кружках - вкуснятина, химикалии нажористые!
Сало Оли с Димой стало пахнуть “стариной”, но на вкус было нормальным. Его ели только Оля Л., Миша, Дима и Влад. Вспомнили про козинаки - был праздник. Из воды остался только спирт.
Услышали топот коня: “конники” подошли к нам. К этому времени дождь прекратился. Мы все вылезли поздороваться. Ребята планировали встать на нашем месте, как они сказали. Хорошо, что мы пришли первыми.

Обед в натопленном горелкой тенте

Из-за дождей озеро разлилось и тропу затопило.
Сделали сапоги Оле Ш. из пакетов и скотча, и она отправилась искать ручей, чтобы набрать воды.

Эта конструкция помогла Оле не намочить ноги. Пакет в несколько слоев, даже подранный ветками, все равно воду некоторое время держит :)
Оле выдали свисток, им и ударами котлов друг о друга она отпугивала мифических медведей

Из-за дождей вода поднялась, озеро болотистое, с него людям пить не стоит. Ручей есть в верхней части озера, на фото - слева. Туда и ходила сначала Оля, потом Дима с Гришей

Сварили гороховый суп, жарили остатки сала на костре на палочках. Сварили компот из сушенных яблок, кураги, изюма и жимолости.
А самая радость дня - выяснилось, что шоколада у нас не по 2 плитки в день, а по три!
Еще 18 шоколадок на остаток пути!

Настоящий компот! И гороховый суп))

Дима неспешно, сидя в удобном кресле, жарит сало
После обеда Денис пошел спать, Оля Л. вытащила все из “охушки”, чтобы она подсохла под солнцем. Аниса помыла котел и сидела у костра. У всех остальных был лесной покер.

Ребята играли в покер на хвоинки

Пока я спал)
На озере были утки, которые ночью плюхались. Обсуждали Стругацких у костра перед сном. Второй раз за водой ходили Дима и Гриша, когда уже смеркалось. Громко били в котлы и свистели в свисток, отпугивая медведей.
Легли спать не сильно поздно.

Вечер и утро у костра

День "-3"

Проснулись в 6:45. Денис проспал. (Специально не вставал, отдыхал! - прим. ред.)
Грязь на тропе еще не высохла.

Брод и водопой на безымянной речке
На обед остановились у реки Сараса, где стояли палатки конников из Москвы. Место было большое, мы не постеснялись.
Мальчики спустились мыться к реке. Девочки предупреждали об этом идущих умываться девушек-конниц. Последнюю не предупредили…
Обед был роскошным: суп, кальмары сушеные, кешью, шоколадка, шпроты и масло от них, барбарисовые конфеты. Влад стал Творожком Костра (читай историю в комменте к фотографии ниже - прим. ред.)
Теперь девушки-конницы пошли с теплой водой в котелках мыться к реке и сказали нам, что будут голыми, чтоб мы туда не ходили. Из-за этого мы не могли сходить набрать воды в дорогу. Было время и мы побатонились. Аниса, Влад и Оля Л. загорали. Аниса стала пирожком: передняя часть ее заметно загорела, видна была четкая граница.

Пикантный загар

Обед на большой конной стоянке
Двинули вверх мимо нескольких групп конных туристов и пещерки.

Урочище Сарысаз - большой луг, внизу болото. Конная трасса

Собственно, почему палатка "Охушки". Самая медленная на сборы палатка))
Остановились прямо на дороге под кедрами у ручья, не дойдя до перевала Айрыкского пару километров.
Оле Л. было не очень. Она поела в палатке и уснула, приняв Фейервекс.
Дул холодный сильный ветер, а потом пошел дождь. Всю ночь была гроза и дождь. Мы встали в перелеске в голом поле. Всю ночь было страшно, что молния ударит рядом. Деревья были обожженые молнией...

"- Влад! Тырожжогкостер?
- Что? Творожок костер?
- Да! Влад - Творожок-костер! :))"

Вечерело

Как в кино. Колоритный дядька повез девушку показывать Айрыкские озера

День "-2"

Встали рано. Старались собраться быстро. Подянялись на последний (как мы думали, ха-ха! - прим. ред.) перевал (Айрыкский).

Вид с Айрыкского перевала на одноименные озера

Оля всё

Почему у меня первая мысль на этом кадре была "Маугли"?
Дима ходил на самую высокую точку на камнях поймать связь. По предположениям был только Билайн. Но ни у кого не было симки Билайна.

Валежник на перевале. Времени в переди еще вагон и тележка. Все время вниз... Как мы ошиблись)) Высота на горизонте наш реальный окончательный перевал
Далее теряли дорогу, шли через высокие кусты и траву. Встретили группу студентов-перваков из “Эрлагола”. Они сказали, что далее по болоту в воде идти норм. Мы разулись, подтянули штаны и пошли.

Поиск тропы через монтану

Уютненькое болотце

Подъем на перевал. А спустились мы с ложбинки чуть левее середины кадра

Во избежание комментариев. Я сижу. Это не рюкзак так отрегулирован, е-мае
Далее был траверс, который оказался еще одним перевалом. Опять потеряли тропу. Дима с Денисом ходили в разведку - нашли.

Классические предгорно-чемальские виды

Вид в долину р. Сергезю
Остановились каменистой полянке у кедров. Ручей был в 200 м. от нас.
Поели суп часа в 4. Потом начали накатывать туман или облака, которые обходили нас вокруг. Но вскоре и на нас накатили. Начала моросить дождь.

Резко навалили облака
Мы перебрались под кедр. Играли в “Есть контакт”, в “П”.
Олю Л. на озере Ложа атаковывали косеножки, а тут красные мелкие паучки. У Дениса заболело колено.
Дождь усилился, мы разбежались по палаткам. К этому времени Аниса и Влад уже спали.
Если за обедом мы еще раздумывали: ужинать или нет, то в этот момент раздумывать уже не пришлось, дождь все порешал.
В Охушках было весело: играли в “П”: “Перекаченный производит пук побыстрее”, “Представьте приспичило покакать. Папирус пропал. Прекрасная природная подтирка”.
Был град немножко.
Уснули рано. Была гроза.

Игра в "П"

Переменные дожди в долине Сергезю

Шахматы почти готовы!

Где-то там громыхает

Зарядил дождь даже на нашей стоянке-солончаке
Вечером приезжали три туриста и чувак в бандане с черепом на конях. Одна туристка была в наушниках. Чувак, узнав, что мы собираемся спускаться по Сергезю, сказал "Готовьте ласты" и оскалился в ухмылке.

День "-1"

Проснулись в 7-ом часу. На завтрак была молочная (из сухого молока) рисовая каша со сгущенкой.

Реклама классного топорика

Неспешно завтракаем, скоро побежим

Двинули в 9:20 вниз к Сергезю.
В какой-то момент на спуске разделились на две группы: Оля Л., Аниса, Дима и остальные. Договорились встретиться у реки. Это была ошибка. Мы потеряли друг друга.
Спускаться начали в 10:15. Видели разворошенный муравейник - признак медвдя. Все ломанулись вниз не по тропе.
Первая группа пела и кричала, чтобы найти вторую и отпугнуть медведей. Во второй группе пела только Оля Ш., у Влада заболела голова. Мимо обеих групп проскакали вчерашние конники.
Рации включить не догадались.

Начало спуска по Сергезю
В итоге обе группы нашли друг друга. Все мальчики кроме Димы втопили вперед, а девочки с Димой отстали. Девушки собирали по дороге грибы и листья для чая, ели малину и смородину (красную, черную).

Остановились на обед у реки. Все искупались, помылись.

В районе устья Сергезю, где она впадает в р. Куба, видны старые загородки для коней или маралов. Чтобы те не спускались вниз в долины

Шахматы и заготовки. Оля планировала доделать их в поезде по пути в Ижевск
После обеда двинули дальше вниз. Дошли до реки Куба, и тут наш сегодняшний путь стал внезапно самым запоминающимся: начались сплошные броды. Было штуки четыре массивных, когда приматывали шлепки скотчем к ногам.

Выйдя на берег Кубы, мы поняли, что у нас только что отобрали 2 вагона времени. Русло Кубы изменилось полностью после прошлогоднего наводнения на Алтае

Раньше тут была дорога. А теперь Гриша ходит по колено, распугивая мальков хариуса

Научились ходить бревно маятником

Теперь тропа идет так

Где были мостки через притоки, там их больше нет...

... или есть
Некоторые снимали штаны и шли по четверо стеной, взявшись за лямки рюкзаков соседей, чтобы не снесло сильным холодным течением реки Куба.
Встретили нашего знакомого дядю Федю. Он шел к сыну на гору. Сказал, что дальше нам придется переходить брод, где вода по грудь. А он обошел лесами по бездорожью. Сказал, что река сменила русло, что поймал 4 рыбки, но нам ни одной не дал. Попрощались и пошли дальше. Уже было прохладно, солнце садилось. Оля Л., Дима и Миша одели ботинки вместо шлепок. В итоге предупреждение дяди Феди почти сбылось.

Очередной из скольки-то там бродов стенкой. Мы надеемся, что заключительный на маршрут. Завтра, глядишь, на "шишиге" поедем!
Переходили реку по пояс в воде.
Миша, переходя броды, примотал фотик к руке, чтобы делать селфи: “Живем один раз”.
После последнего брода все были мокрыми и замерзшим. Переоделись и двинули дальше.

Миша фотограф
Прошли через ворота лошадиного загона. Дошли до Кордона уже в 8 - 9 часов и остановились у реки, где нужно было опять переходить в воде выше колена.
На кордоне были кони, домики, беседка и баскетбольное поле.
Решили идти договариваться о ночевке на территории кордона. Пошла Оля Ш., Денис и Дима. Нашли Виктора Васильевича, который любезно предоставил нам дом для ночевки с печкой современной чугунной, баню, морковку, лук и два свежесоленых хариуса!!! за 1000 рублей и 100 гр. спирта. Даже свечку еще потом принес.
Сварили на костре у дома ризотто с грибами. Намылись в бане и легли спать в 2 часа ночи.
Вечером к нам подходили Виктор Васильевич с дядей Вовой, договорились о “шешиге” в 12 утра до Чемала за 4 тысячи рублей. Но точного согласия на эту цену не было, поэтому оставались сомнения. Будем надеяться на умения Оли Ш. вести дипломатические переговоры. Не зря она дипломированный диплодок дипломат.

День "0"

Проснулись в 9. Вокруг дома ходили кони с колокольчиками. Ботинки не успели высохнуть.

Наши лежбище котиков хоромы

Пора и собираться. Дима с Олей подарили мне большой котелок - очень пригодится и для готовки, и для транспортировки
Позавтракали кашей, собрались, подмели за собой в доме и пошли к месту, где нас должна была ждать “шешига”. Она уже была там.
Сфотались возле нее. Оля Ш. сразу отдала 4 тысячи, “пока не забыли”, запрыгнули и поехали.

Наша все еще бодрая команда на фоне "шишиги" в дыму сигареты дяди Вовы

По пути было 11 пересечений Кубы. Поездка была отличная! Трясло как следует. Диму чуть не стошнило, он встал к окну смотреть на дорогу - помогло.

Хвала богам: мы едем в танке, а не идем эти броды пешком. Чем ниже, тем опаснее
Приехали в Чемал где-то 13:30 и пошли по совету дяди Вовы в кафе “Обжорка” 1,5 км. Пришли, а там спецзаказ на 15:00 и не обслуживают. Мы уговорили, чтобы нас накормили. Объелись там и пошли к “Тиграну” сидеть чай пить, ждать времени отправления в Нск. Автобус был на 9:30 вечера. Лил дождь. Оля Ш. с Мишей нашли Розу Сарпаевну, которая знала все про всех, и купили у нее полтарашку домашнего молока. За чаем съели последних 2 козинака.

Кафе "Обжорка". Еда отменная!
Потом перебрались на автовокзал ждать отправления, где был помидор на полу. Все купили свежих теплых булок в Аниксе, Владу купили творожок.
На автовокзал пришел олдовый чувак в кожаных одеяниях. Он сказал, что он странник, который в последнее время живет в основном в Нью-Йорке и в Нске, который знает ученого из Кольцова, который продал дом на Алтае, в котором даже ни разу не ночевал, который достал трубку, закурил и от него стало пахнуть коноплей (а потом на крыльце подошел ко мне и говорит: "Молодой человек, неудобно обращаться... Не найдется 100 р. до Усть-Семы". А в У-С вышел с таким же разговорчивым и ушли вместе куда-то! - прим. ред.)
Оля Ш. носилась по поселку под дождем в поисках алтайского чабреца и других травок, в итоге купила упаковки чабреца барнаульского производителя. А Влад и Миша нашли какую-то женщину, которая продала им зизифору, которая по словам продавщицы от сифилиса и болезней горла у детей. “Странник” заинтересовался их покупкой и сказал, что сам травками торговал или торгует и знает, что это за трава. Сказал, что это трава от тарканов в голове с наркотическим эффектом.

В темноте сели в автобус и довольно быстро домчали до Новосиба. За сим всё. Спасибо за внимание :)

Итог: 11 дней, примерно 140 км, 7 перевалов, красивый район и отличная команда. Спасибо вам, ребята! :)
Трек похода, местами спрямленный.

PS. Кому нужна заброска с Чемала до Кордона на ГАЗ-66, телефон дяди Вовы +7-96O-968-O9-71